Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у хозяюшки".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Беседа о Мордовии.
Посещение мини музея и проведение занятий совместно с музыкальным руковадителем.
Рассматривание изделий мордовского прикладного искусства деревянных скульптур.
Чтение мордовских народных сказок.
Оформление папки-Раскладушки "Все о Мордовии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gostyah_u_hozyayushki.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 88»
Конспект
занятия по познавательному развитию
на тему: «В гостях у Хозяюшки»
Составила и провела
воспитатель:
Федотова Е. Д.
Саранск
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о республике, где мы живем, о городе Саранске, знакомить с историей мордовского народа, предметами быта, обычаями, гостеприимством; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, печь, лапти, прялка, крынка; учить рисовать декоративные композиции по мотивам народной вышивки, передавая их колорит. Развивать чувство симметрии, ритма, творчества. Прививать любовь к родному краю.
Методические приемы:
1. Встреча детей.
2. Беседы о Мордовии.
3. Рассматривание старинных предметов (печь, сундук, ткацкий станок, кушак, фартук).
4. Игра с бубном (дети загадывают загадки, пословицы и поговорки).
5. Дидактическая игра «Найди предмет, изготовленный на посиделках».
6. Роспись детьми силуэтов мордовским орнаментом (рубахи, кувшина, полотенца).
7. Хоровод «Вай, Ванине, Ванине».
8. Итог занятия.
9. Угощение детей блинами и чаем.
Словарная работа:
Ткацкий станок, крынка, кушак, набедренные подвески, прялка.
Предварительная работа:
1. Беседа о Мордовии.
2. Рассматривание изделий мордовского прикладного искусства – деревянных скульптур мастеров села Подлесная Тавла.
3. Чтение мордовских народных сказок, разучивание потешек, игр.
4. Оформление папки – раскладушки «Все о Мордовии».
5. Посещение мини – музея и проведение занятий совместно с музыкальным руководителем.
Материал:
Предметы быта: посуда (горшки, миски, кринки), самовар, печь, коромысло, ткацкий станок, вышитые полотенца, лапти, силуэты: мордовской рубахи (панар), полотенца, шарфика, доски, горшка; краски, кисточки, фломастеры, тряпочки, подставки для кисточек. Записи мордовских песен «Луганяса келунясь», «Наирыш».
Ход занятия
Под фонограмму (музыка мордовских композиторов и народная «Эрзянский перепляс», «Торамо») дети входят в избу.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие дети!
Дети кланяются хозяйке и говорят: Мир вашему дому. Много гостей, много и новостей.
Хозяйка: Хорошим гостям всегда рады. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вот вы зашли и с поклоном поздоровались, пожелали мира этому дому. Как вы думаете, что означают эти слова?
Ответы детей, рассуждения. (Пожелания хозяевам, чтобы были все здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтоб в доме было мирно).
А почему гость в избу входил с поклоном? Поклоном люди выражают свое уважение к хозяевам. В избах даже двери делали низкими, когда входишь в избу, хочешь – не хочешь, а обязательно хозяину поклонишься.
А в каком городе мы живем?
А почему он так называется?
Дети: Потому что он был построен около реки Саранска.
Хозяйка: Раньше он был маленький, дома были деревянные, но теперь наш город большой и красивый.
Воспитатель: Дети, скажите, в какой республике наш город находится?
Дети: В Мордовии.
Воспитатель: А почему так назвали нашу республику? Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Дети: Русские, мордва, татары и люди других национальностей.
Воспитатель: Да, наша Мордовия многонациональная, и все мы живем в мире и согласии. Молодцы, много знаете о нашем городе.
Хозяйка: У меня в избе много старинных предметов. Попробуйте отгадать, о каком предмете я говорю.
Внутри огонь горит
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины варит. (печь)
Может кто-то знает и покажет нам.
Да, дети, самое главное в избе – печь. Где в избе пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду тепло. Что нас греет? (батарея). А в старину батарей не было, и дом обогревался печкой. А что нужно, чтобы печь горела? (дрова).
Да, печь накормит и обогреет.
Воспитатель: А в чем хозяйка приготовила пищу? Какая посуда в то время была? Давайте посмотрим (чугуны, кувшины, крынки, ковши). Из какого материала делали посуду? Из дерева и глины. Интересно, как же чугун со щами или с кашей в горячую печь ставили, а уж вынуть из неё и вовсе опасно – горячая ведь. Был у хозяйки помощник. Загадываю загадку и предлагаю в избе найти отгадку:
Бычок рогат,
В руках зажат,
Еду хватает,
А сам голодает. (Ухват)
Кто желает переставить ухватом чугун с лавки в печку или на стол?
Хозяйка: Какая мебель у вас дома? (Диван, стол, шкаф, стенка, кресла).
Хозяйка: В избах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, столы были большими, потому что семья была большая.
Хозяйка: Посмотрите на эту вещь. Стоит на деревянных ногах, всю комнату занял. Может кто-нибудь из вас знает, как называется этот предмет?
Это деревянный ткацкий станок, на нем долгими зимними вечерами женщины ткали холст, из которого шили одежду и разноцветные половики для того, чтобы было уютно и тепло ходить по полу.
Хозяйка: А где у вас хранится одежда?
Ответы детей.
Хозяйка: Может кто-нибудь знает, как называется этот предмет? (она показывает на сундук). Раньше одежду аккуратно складывали в сундук.
Воспитатель: Давайте заглянем в сундук, интересно, что там хранится? (мордовская рубаха, кушак, передник, головной убор, набедренные подвески).
Хозяйка: А как вы догадались, что это мордовская рубаха?
Дети: Потому что он вышит мордовским орнаментом.
Хозяйка: Назовите элементы мордовского орнамента.
Дети: Квадрат, полоски, крестики, ромбики.
Хозяйка: А где можно увидеть в наше время людей, одетых в мордовский костюм? (на свадьбах, на торжествах, где встречают хлебом-солью, в театре, кинотеатре).
Воспитатель: Кто хочет поиграть в интересную игру, а в какую не скажу.
Солнце разгорается, игра начинается.
Игра с бубном.
Хозяйка говорит считалку:
Ты, катись, веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен
Тот пословицу (загадку) скажет нам.
(Ребенок, на котором остановились, загадывает загадку. Загадки, пословицы о домашней утвари и об избе). Например: В родном краю жизнь как в раю; скучен день до вечера, коли делать нечего.
Воспитатель: В старину длинными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Такие вечера назывались посиделками.
Я вам предлагаю посмотреть «избу» и найти предметы, которые изготавливали в старину на посиделках (полотенца, рубахи, лапти).
Хозяйка: Давайте представим, что мы с вами оказались на посиделках. Кто чем займется? Выберете занятие по желанию. Кто будет расписывать полотенце, мордовскую рубаху, доску мордовским орнаментом?
Дети работают.
Хозяйка хвалит детей: Молодцы, дети, расписывать изделия мордовским орнаментом умеете. А умеете ли танцевать мордовские танцы? Пусть пока ваши работы сохнут, мы с вами потанцуем.
Дети танцуют «Луганяса келунясь».
Хозяйка: Подойдите поближе к столам и посмотрите, кто какую вещь расписал. Я думаю, все старались.
Дети рассказывают о своих работах.
Воспитатель: Работы получились хорошие, не стыдно их отправить на фабрику мордовские узоры, чтобы по этим эскизам нам изготовили доски, кувшины, платья для нашей избы.
Хозяйка: Ну, спасибо, что пришли в гости. А теперь приглашаю вас к столу:
Как для вас, мои друзья
Наварила, напекла
Девяносто два блина
Хозяйку потешьте –
Блины поешьте!
Дети моют руки перед едой (каждому салфетку бумажную и льняную, чтобы вытереть руки). Садятся за стол, разливается чай, при этом говорится: «чай пить – не дрова рубить», «не красна изба углами, а красна пирогами».
Хозяйка: Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Дети благодарят хозяюшку за гостеприимство, прощаются и уходят.
Литература
1. Ануфриева Н. А. Родиноведение.
2. Бурляева О. В. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
3. Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», М., 2003 г.
4. Кондрыкинская А. А. «С чего начинается Родина», М., 2004 г.
5. Алешина А. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», М., 2004 г.
6. Сборник «Загадки, пословицы, поговорки», Саранск, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорное занятие на тему: "В гости к хозяюшке" (младшая группа)
Дети учаться играть с куклой и проговаривать слова. Проявлять заботу о животных. Играть в руские народные игры....
конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у хозяюшки" для 1 младшей группы с элементами театрализации
конспект с интеграцией следующих областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы), "Социально - коммуникативное развитие" "физическое развитие", "Художес...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....
Конспект занятия с использованием элементов мульттерапии «Маша хозяюшка»
Задача занятия сформировать у детей умение узнавать и называть домашних животных, птиц и их детёнышей по характерным признакам и развивать умение к звукоподражанию домашним животным и птицам....
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»
Цель: создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...