Бусотерапия
статья на тему

Кочкина Елена Вячеславовна

Рабочий материал использования бусотерапии в практике работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obnovlenie_2.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Цель:

Развитие  способностей с помощью инновационной технологии М. И. Родиной «Бусоград».

Задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • развитие эмоциональной отзывчивости, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • облегчить адаптацию к ДОУ

 «Познавательное развитие»:

  • Формирование познавательных действий, навыков опытно-экспериментальной деятельности, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
  • Познакомить с цветом, формой, величиной
  • Развитие интересов детей, любознательности и мотивации, развитие воображения и творческой активности,
  • Познакомить с новым способом творческой деятельности – конструирование изображений из бус.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развитие творческого воображения, 
  • развитие выразительности движений в соответствии с характером музыки.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

«Речевое развитие»:

  • обогащение активного словаря,
  •  развитие грамматически правильной речи.
  •  развитие речевого творчества.

«Физическое развитие»:

  • развитие крупной и мелкой моторики.

Предпосылки учебной деятельности: понять, запомнить образовательную задачу, действовать по образцу и самостоятельно.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 
Что бы решить данную проблему, мы педагоги и специалисты нашего образовательного учреждения стали использоваться креативные методы в работе, а в частности, технологии методики Бусоград.
В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и 
технологий в работе с воспитанниками. Одной из инновационных технологий, которую мы в последнее время используем в работе с детьми: бусотерапия. Это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с использованием, игровой терапии, сказкотерапии, обеспечивает поддержку ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется для работы с детьми с трудностью адаптации, коррекцию детей со страхами,  психосоматическими нарушениями, познании собственного "Я". Психолог создает среду для самопринятия и самопознания. Различные способы самовыражения не требуют особых практических навыков в работе с бусами, а необходимы лишь для самовыражения или облегчения и освобождения. При использовании данной технологии развивается зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, связанное с работой левого полушарияБусотерапия связывает между собой зрение, зрительно-двигательную координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. При работе с травмами у детей, позволяет выявить проблему, если ее сложно описать вербально. Значимым составляющим является использование различных бусоматериалов.

Значимой составляющей данной технологии считаю безоценочность. Не применяются суждения красиво-некрасиво, при этом воспитанники не сравнивают себя с другими, не испытывают неловкости, стыда, обиды.

Предполагаемые результаты достижения целевых ориентиров:

Проявляет инициативу и самостоятельность в опытно-экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать, достаточно  владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен экспериментировать, у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Магия нанизанных на нитку разноцветных бусинок так сильна, что хитроумные европейские мореплаватели сотни лет пользовались ею, выменивая у туземцев свои сделанные из подручного и бросового материала бусы на настоящее золото. Многие бусы могли бы привести в восторг даже самого. Потому что фантазия педагогов, которую они использовали для изготовления своих бус, поистине безгранична. А дети всегда с удовольствием занимаются подобным творчеством. 

Попробуйте и Вы предложить им создать невероятные разноцветные бусы из бисера, пластилина, макарон, пробок, теста, шерсти, ракушек, резинок… Пушистые снежные бусы из меха. Специальные логопедические и геометрические бусы. Бусы-дождик. Всего просто не перечислить. Смотрите и выбирайте то, что Вам по вкусу. А ещё – множество оригинальных и остроумных игр, связанных с бусами!

Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим. Данная методика не оставила меня равнодушной. Теперь я использую эти приемы в работе с детьми, вовлекая в процесс родителей и педагогов!

Бусотехникой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету и т.д

Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:

  • берут в руки (бусы), внимательно их осматривают и исследуют. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами бус, связанными с материалами, из которых они сделаны (резиновые, деревянные, пластмассовые);
  • учатся различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный);
  • определяют величину предмета. Развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи.

В старшем возрасте используется алгоритм действия, т.е. этапы выполнения.

В бусотехнике есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов, линий и т.п., т.е. к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию. Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.

При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно.  Нужно действовать от простого к сложному. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, букв русского алфавита и т.д. Использование быстрой и медленной музыки поддержания темпа и ритма у старших дошкольников.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями, создает фундамент эффективной работы, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки, приобретенные в ходе работы.

Иногда возникают сложности в ходе занятий. Так, при выполнении  упражнений с использованием педагогической технологии у детей наблюдались – медленное выполнение, пропуск бус по счету, затруднение создать дорожку, улитку и другие задания  по схеме, слабая реакция на музыку, затруднения в создании целого образа и т.д.

Этапы работы с техникой «Бусоград».

I этап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Шкатулочка»«Маятник»«Волшебная дорожка»«Маленькая горка»«Большая гора»«Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Улитка»«Кочка»«Горочка, гора»«Тарелка, лодочка, квадрат»«Тучка»«Птичка»«Цветок»«Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ«Парусник»«Домик» и т. п.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Волшебный дворец»«Пряничный городок»«На лесной полянке»«Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.

Содержание деятельности (дидактические упражнения)

К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.

Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.

Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»

"Бусы и шкатулочка"

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?"Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

"Вертушка"

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.

"Узоры"

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).

Рисуем бусами.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»(Из кусочка делаем улитку-детку).

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

«Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

Следует отметить, что бусотехника способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Значимость методики заключается, в том, что практические игровые упражнения составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических, познавательных  особенностей детей дошкольного возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные задачи, но также образовательные и воспитательные, что позволяет воздействовать на все стороны личности ребёнка.

Особую значимость в опыте приобретают принципы:

  • взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • обеспечение активной речевой практики; дифференциального подхода к каждому ребёнку;
  • учёт индивидуальных особенностей,  своевременное выявление проблем в развитии и их коррекцию в сензитивные сроки.

Систематическая целенаправленная работа по развитию пространственных отношений, ориентировке в пространстве, творческости и мелкой моторики  рук у детей показала, что особым образом организованные занятия, предусматривающие комплекс упражнений обеспечивают детям значительную положительную динамику: движения их становятся более точными, координированными и согласованными, уверенными, темп выполнения заданий нормализуется и приближается к норме.    Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания занятий и различных видов упражнений.

Было выявлено, что  педагогическая технология с использованием бусотехники способствует:

1.        Нормализации тонуса в мышцах.

2.        Концентрации внимания на определенных действиях.

3.        Непосредственно образовательная деятельность (НОД) с бусами разного размера и цвета расширяют сенсорный опыт детей, формирует навыки, необходимые в практической жизни, и, в тоже время оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук, развивают психические процессы у детей.

4.        Артикуляционные упражнения имеют исключительно важное значение, поскольку вырабатывают двигательные «формулы» обеспечивающие точность, ритмичность, подвижность в действиях ребенка, способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряженности в движениях.

Таким образом, результативность деятельности оптимальна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация данной методики обеспечивает положительную динамику развития пространственных отношений и тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством бусотехники. По моему мнению,  и педагогических наблюдений, использование бусотехники позволяет более эффективно решать проблему, обозначенную в актуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии "Бусотерапии" под музыку с дошкольниками"

При работе с бусами с музыкальным сопровождением происходит развитие пространственной ориентации, обогащает коммуникативный опыт ребёнка, способствует развитию мелкой моторики, творчества, музыкальнос...

Бусотерапия

Адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного дл...

Образовательная практика « Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo; Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»...

Родительское собрание «Бусотерапия или волшебные игры феи Бусинки»

Тема: «Бусотерапия или волшебные игры феи Бусинки»...