Подбор развивающих игрушек для детей от 1 года
методическая разработка на тему

Федорова Ирина Юрьевна

материалы содержат подробный обзор необходимых для развития игрушек, подходящих для детей от одного года до полутора лет, приведены правила организации игрового пространства и предложен перечень измений в игрушках для более старших детей (от полутора лет до двух), также даны объяснения и коментарии к подбору игрушек и развивающих материалов, предложены краткие рекомендации о способах играния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 года
  1. Ваш малыш уже очень сильно вырос за свой первый год и многому научился! Ему уже не интересно трясти погремушку и неваляшка одиноко стоит в сторонке. Годовалый ребенок ищет новые способы знакомства с окружающим его миром. На этом этапе важно выбрать правильные игрушки, чтобы ребенок развивал свои способности в игре и гармонично рос. Выбор игрушек для детей зависит от возрастных особенностей ребенка, от степени развития у него представлений об окружающем мире и возможностей моторики. В связи с тем, что ранний дошкольный детский возраст имеет наиболее высокий темп психического, физического и когнитивного (интеллектуального) развития, мир игрушек постепенно изменяется, развиваясь вместе с малышом. Все эти игрушки должны, во избежании детского травмирования, иметь округлые формы и не содержать мелких деталей или фрагментов.

Годовалый ребенок уже более или менее хорошо ходит, может сам брать интересующие предметы, до них дотягиваться, что открывает ему новые возможности для разнообразных действий. Это, например, выполнение простых поручений: принести тапочки, или отнести на кухню ложку, или дать игрушку бабушке. Такие задания взрослых воспринимаются с восторгом, малыш выполняет их с большой ответственностью и энтузиазмом.

Для развития этих способностей можно использовать игрушки-каталки. Чтобы каталка радовала малыша, она должна быть устойчивой, эффектной и не переворачиваться во время движения. Звуки, которые издает игрушка, не должны быть резкими и громкими, чтобы не испугать ребенка. Механизм приводится в движение, когда ребенок везет каталку и   игрушка «оживает»: взмахивает крыльями бабочка или играет на барабане заяц. Игрушки-каталки отвлекают малыша от процесса ходьбы, сосредотачивают на передвижениях предмета и побуждают его ходить, а в дальнейшем делают ходьбу автоматической.

Каталки бывают двух видов – передние и задние. Передние нужно толкать впереди себя. Ребенку должно быть интересно смотреть на игрушку во время качения и идти за ней. Задние каталки подходят для детей постарше, после полутора лет, игровые действия с ними более сложные - малышу необходимо взять ее за палочку или веревочку, повернуться к ней спиной и тянуть за собой.

Малышам, и не только мальчикам, очень нравится играть в машинки разного размера и функций: их и просто катают, и перевозят в них что-либо, и ездят верхом: крупные грузовики для перевозки «груза»; машинки поменьше, с веревочкой, чтобы возить за собой; большие машины, чтобы можно было садиться на них и ездить, перебирая ногами, и рулить.

Для развития ловкости и координации, иначе говоря крупной моторики, ребенку также потребуются специальные игрушки. Одно из первых доступных крохе таких действий - катание и бросание мяча. Для детей второго года жизни подходят легкие, резиновые, небольшого размера мячики (диаметром 10–15 см), чтобы их было удобно брать двумя руками, удерживать и бросать. Можно использовать войлочные, вязаные, плетеные и матерчатые, они легкие, удобны для детской ручки, и главное, приятные на ощупь, что важно для тактильного восприятия. Цветовая гамма - сочные, но спокойные и радующие глаз цвета. Мяч можно катать по полу, скатывать с наклонной плоскости. Угол наклона может быть разным и от этого зависит скорость спуска. После того, как освоено катание, можно бросать мяч в произвольном направлении. Это поможет малышу научиться осуществлять броски разной дальности и точности, координировать силу удара. Затем можно попробовать играть «в футбол».

Для физического развития малыша желательно также иметь: обручи; спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка); скамеечки для ходьбы; коврики с разной поверхностью.

На втором году жизни идет овладевание действиями с бытовыми предметами, умениями обращаться с ними, копируя поведение взрослых. Это самые обычные вещи – ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши и пр. Каждый такой предмет требует совершенно определенных действий, которые малышу необходимо освоить. Для помощи  развития умений обращаться с такими предметами существуют специальные игрушки, играя с которыми, ребенок тренирует не только руку, но и все психические процессы: внимание, память, речь, мышление. Это и совочки, лопаточки для копания, и ложечки и тарелочки для кормления кукол, молоточки и колышки для забивания, удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания игрушек. Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щеточками или расческами, дети овладевают культурными способами использования вещей, что расширяет представления ребенка о мире, способствует развитию ловкости движений рук, которая отразится в дальнейшем на речевом развитии. К таким действиям относятся бросание, катание, забивание, обхватывание, расплющивание, застегивание, наматывание и т.д. Для овладения этими операциями необходимо организовывать специальные игры с предметами. Например, игра в рыбаков: помещенных в таз с водой рыбок с магнитами, вылавливать магнитными удочками. Для детей такого возраста удочки должны быть с жестким креплением магнита(не на веревке), а рыбки – крупные и яркие. Взрослый должен сначала показать, как вылавливать рыбок, затем можно играть по очереди, обязательно подбадривая малыша и поощрять его интерес к игре.

Для развития познавательных способностей малыша, мышления, внимания и памяти – существуют игрушки, которые сами подсказывают, как с ними обращаться. Чтобы правильно играть с ними, нужно соотнести размер, форму или расположение их отдельных частей. Такие игрушки называются автодидактическими или самообучающими: пирамидки; «сортеры»; вкладыши; «коробки форм»; матрешки; простые кубики.

В начале второго года жизни собирание предметов в какую-либо емкость становится любимым занятием малыша. Он может сосредоточенно складывать в коробочку или миску брусочки, колесики, шарики, или ядрышки каштана, крупные желуди, а потом доставать их. Приятно и полезно для развития моторики даже перебирать такие предметы прямо в емкости, ощупывая каждый. Важно поддерживать это занятие и подбирать разнообразный, но, безусловно, безопасный материал. Когда ребенок немного повзрослеет, ему интересно и полезно будет перекладывание этих предметов по одному при помощи ложки или другого инструмента. Первым соотносящим движением малыша можно считать вкладывание одних предметов в другие. Эти умения развивают игрушки-вкладыши, представляющие собой несколько полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть мисочки, стаканчики, цилиндры, половинки шара или бочонки, убывающие по величине. Их либо последовательно вкладывают меньший в больший, либо выстраивают башню так, чтобы самый большой находился в основании, а маленький — на вершине. Невозможно сложить их правильно, применив только силу: надо определить, какой из двух больше. Вкладыши учат малыша соотносить величину предметов, координируя действия рук и глаз.

Замечательным примером вкладышей может служить игрушка, которая является и украшением, и сувениром – это русская матрешка. Она может можно научить детей сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует координации рук и глаз, развивает восприятие и мышление детворы. Для развивающего эффекта нужно открыть замечательные свойства матрешки и научить малыша играть с ней. Очень важен момент первого знакомства с игрушкой, открытие ее главного секрета — она открывается! В ней есть матрешка поменьше!

Необходимо отметить, что основными признаками предметов для ребенка в этом возрасте являются только форма и величина предмета, а цвет не имеет значения для узнавания вещей и действий с ними. Малыш совершенно одинаково узнает неокрашенные и окрашенные объекты (предметы и их изображения), ориентируясь на форму и общий контур. Годовалый ребенок различает цвета, однако цвет станет важным отличительным признаком предмета в более старшем возрасте. Существует много игр и занятий с игрушками-вкладышами. Можно прятать более мелкие под более крупными и находить их, можно раскладывать по крупным емкостям, постепенно усложняя игру добавлением элементов. Можно также строить башню, пока малыш его не развалит. Не огорчайтесь и не сердитесь, если ребенок будет рушить то, что вы строите: в этом возрасте детям интересно наблюдать за тем, как все падает. Через некоторое время малыш сам захочет построить башенку.

Также развивают навыки вкладывания специальные пособия с прорезями или углублениями разных формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали, их называют «коробки форм» или разновидность сортера, где для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь. Важно, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), а детали легко входили без особых усилий в соответствующие отверстия, иначе после нескольких неудачных попыток малыш не захочет больше играть в эту игру.

Еще одна развивающая игрушка, без которой невозможно представить раннее детство, – пирамидка. Пирамидок должно быть несколько разных по материалу, размеру, форме и цветовой гамме. Самая первая для ребенка от 1 года до 1,5 лет должна быть простая, состоящая из 3–4 колец одного размера и цвета. Детям постарше подходят кольца разного размера, но стержень должен быть в виде конуса, чтобы малыш мог понять, какое колечко само опускается, а какое не помещается на стержень. Здесь элементы могут быть разноцветными, но цвета должны быть простыми (красный, зеленый, желтый, синий и т.п.), чтобы можно было постепенно усваивать их название и внешний вид. Размер пирамидки должен быть примерно 10–15 см, чтобы было удобно играть за столом. Выбирая пирамидки, нужно проверить, чтобы снятие и надевание кольца на палочку происходило без особых усилий, иначе дети не смогут с ней играть, и игрушка потеряет всякий смысл. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку: снимать колечки с палочки, затем надо научить их надевать колечки на стержень, правильно выбирая элемент. Постепенно игру можно усложнить, предложив колечки разного размера. Потом можно научить малыша собиранию так называемой «гладкой» пирамидки, предлагая каждый раз выбирать и нанизывать на палочку самое большое колечко. Детям по возрасту ближе к двум годам можно разнообразить действия с пирамидкой. Например, предложить сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему или построить из них башенку.

Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для обучения различать цвета. Игра должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. При этом понадобятся две одинаковые пирамидки, состоящие из 3–4 колец разного цвета, – для взрослого и для ребенка. Взрослый показывает, объясняет, соревнуется, но не навязывает свой способ действий — ребенок должен опробовать свои способы при желании.

В начале второго года жизни можно предлагать крохе игры в простые кубики: сначала он малыш будет бросать их или складывать в коробку. Кубики требуют специальных движений для захвата и перекладывания из одной руки в другую. Когда ребенок научится их удерживать, можно приступить к строительству несложной башни из 2–3 деталей одинаковой величины. Детям очень нравится, когда строение ломается, первое время можно играть только в разрушения. Постепенно такое строительство может усложняться большим количеством кубиков разной величины. Необходимо соблюдать правила устойчивости — внизу помещая более крупные элементы. При выборе кубиков обратите внимание на материал, качество их выполнения и размер. Для самых маленьких подходят мягкие. Они бывают одного размера, легкие, и их можно класть в манеж. Такой кубик не страшно бросить, им невозможно пораниться – он самый безопасный. Чуть позже можно дать полые из пластмассы, со сглаженными гранями и углами. Они тоже легкие, но более устойчивые, чем из материи, из них уже можно строить простые башенки. Деревянные кубики лучше давать около 2 лет, потому что они тяжелее и имеют острые углы. Размер зависит от возраста -чем младше ребенок, тем крупнее должны быть кубики, а их количество меньше.

В конце второго года жизни, как правило, дети начинают говорить. Появление и развитие речи происходит в предметной деятельности — малышу надо объяснить взрослому, чего он хочет, какая помощь ему нужна. Для развития речи недостаточно только предметного взаимодействия, сотрудничества ребенка и взрослого, необходимо также чтение книжек,  простых сказок, рассматривание картинок. Очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать. На втором году жизни малыши уже хорошо узнают изображения предметов на картинках. Ребенок может называть знакомые вещи и показывать их. Изображения должны быть четкими и ясными, со знакомыми малышу предметами или животными. Для активного развития речи крохи потребуются:

  • картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка;игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т.д.);
  • сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т.д.);
  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.

Помимо чтения книжек и рассматривания картинок, детям полезно слушать звукозаписи детских сказок. Их рассказывают профессиональные артисты, как правило, звучит музыка. Слушая такие сказки, малыш учится понимать связную речь и представлять простые сюжеты. В арсенале детских игрушек второго года жизни должны быть также разные куклы, игрушечные животные и кукольная утварь (посуда, одежда) для развития игровой деятельности и воображения.

Для  развития детей также потребуются:

  • условно-образные игрушки. Это куклы и игрушки-животные, сделанные из мягких материалов, лучше разного цвета и фактуры (гладкие, пушистые, деревянные, тканевые, пластиковые). Они могут быть объемными и плоскими, но должны быть достаточно достоверны (зеленый щенок или розовая кошка могут исказить формирование представлений о животных). Наиболее удобны для малышей игрушки размером от 15 до 30 см. Следует избегать при выборе кукол с жесткими ногами и руками, которых нельзя завернуть в пеленку, посадить на стул, положить. Малыши охотнее играют со звучащими куклами и животными. Желательно, чтобы в распоряжении детей были разные игрушки одного названия (2–3 собачки, 2 кошки, 3–4 куклы). Тогда малыши могут сравнивать их, обобщать, совершать с ними игровые действия; а также игрушечная посуда (тарелки, ложки, вилки, чашки) из разных материалов, и игрушечная мебель, удобная для усаживания и укладывания кукол и мягких игрушек. (кроватка с простынками, стол, стул);
  • разные предметы для игр с водой, песком и строительным материалом: плавающие игрушки (рыбки, утята, лягушата и т. д.); стаканчики и бутылочки; куклы-голыши для «совместного» купания и купания «понарошку»;  различные формочки размером 10–15 см;  ведёрко, лопатка, грабли;
  • персонажи кукольного театра для возможных показов-инсценировок (кошка, собачка, петушок, баба, дед, медведь, девочка);
  • игрушечный телефон для стимуляции речевой и коммуникативной активности;
  • технические игрушки - устойчивые коляски или тачки, разнообразные игрушки на колесах, самокаты и качалки для совершенствования двигательных навыков и равновесия;
  • строительные материалы разного размера и ЛЕГО (дупло, крупного размера)
  • изобразительные средства, смывающиеся водой и адаптированные для этого возраста, с толстым стержнем или грифелем. С их помощью будет идти формирование первых графо-моторных навыков ребенка.

Малышу исполнилось уже полтора года и в игрушечном арсенале должны произойти следующие изменения:

  • куклы размером от 10 до 35 см, ещё более похожие на человека: более детализированная (шея, пальчики на руках и ногах), подвижная, из мягкой пластмассы или ткани, с нарисованными крупными глазами, волосами в виде лепного парика или короткой стрижки, в простой неснимающейся одежде;
  • тематические наборы фигурок из разных материалов (от 7 до 15 см), например дикие и домашние животные, наборы овощей, фруктов и других продуктов; фигурки животных, которые ему уже знакомы (ёжик, зайка, жук);
  • добавляются к игрушкам с песком\водой сито и игрушки-брызгалки;
  • растет разнообразие игрушек, изображающих предметы быта: кухонная плита; доска для глажения; дополнительная посуда (чайник, кастрюли, сковородки), постельные принадлежности ( простынки, матрас, подушка, одеяло);
  • добавляются новые виды технических игрушек: автобус, трамвай, поезд; инерционные машинки;машины с сиденьями, санки, лошадки с сёдлами (дети стали уже более ловкие и могут усадить туда игрушки);
  • дидактические игрушки: пирамидки из 2–5 уменьшающихся колец; матрешки с 1–3 вкладышами;  плоскостные игрушки-вкладыши (на разные формы и размер); коробки-вкладыши, стаканчики-вкладыши из 3–4 уменьшающихся деталей; кубики с понятными изображениями; мозаики с крупными элементами; шнуровки; набор для нанизывания «крупные бусы»;
  • настольно-печатные игры типа разрезных картинок, «подбери пару» и т. п.
  • расширяется набор изобразительных средств (в т.ч. мелки для асфальта), включаются пластические — масса для лепки, пластилин
  • игрушки-музыкальные инструменты: бубен, барабан, свисток, игрушка-свистулька, дудочка, музыкальный молоточек, металлофон.

Несколько правил организации игровой территории

В комнате ребенка должно быть не более одной-двух крупных игрушек. Например, большая мягкая игрушка и деревянная лошадка (или автомобиль с сиденьем для ребенка). В поле зрения ребенка не должно быть одновременно много игрушек, он их просто не заметит. Достаточно 2–4 игрушек, чтобы началась интересная игра. Остальные хранятся в определенном месте. Если по ходу игры потребуется что-то дополнительно, ребенок может быстро найти это.

Настольную игру после занятия не следует оставлять на столе. Пусть малыш поможет аккуратно сложить её и положить в шкаф, и только после этого возьмет другую игрушку.

Хочется отметить, что всё вышеперечисленное в этом возрасте нужно и мальчикам и девочкам. Ведь сначала им надо дать равные возможности для психоречевого развития и выявления индивидуальных интересов, а разделение на игры «для мальчиков» и «для девочек» будет проходить позже.

В день рождения можно подарить целесообразно подарить набор игрушек, которые можно использовать сразу в одной игре: это обогащает игру, делает ее более устойчивой и длительной. Покупать игрушки лучше заранее, не стоит малыша вести в магазин за покупками (особенно если это большой магазин с обилием товаров). Он еще мал для того, чтобы среди множества игрушек выбрать то, что ему действительно нужно. Ребенок просит купить первую попавшуюся на глаза игрушку и не понимает, почему ему в ней отказывают. Новая игрушка после длительного поиска не приносит радости.

Игрушки, с которыми малыш играл в более раннем возрасте, если они интересны ему, «живут» в детской комнате и сейчас. Любимая игрушка, как известно, может пройти через все детские годы человека. Часть игрушек, с которыми ребенок не играет, надо вынести из детской комнаты. А через какое-то время (1–3 месяца) некоторые из них показать снова уже в качестве приятного сюрприза.

Надо периодически мыть, чистить и чинить игрушки. Сломанные, не поддающиеся ремонту игрушки не стоит хранить, они захламляют комнату, воспитывают небрежность. Но отдельные детали вышедших из употребления игрушек и другие предметы: пластмассовые крышки, флаконы, каштаны, колечки от пирамиды, часть бочонка и т. п. — могут быть использованы в игре детей и должны храниться в отдельной коробке или ящике

Для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень, важно наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. В возрасте от 1,5 лет до 2–2,5 лет происходит качественный скачок в развитии активной речи малыша. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые предметы, нужно постараться создать ситуацию, в которой малыш окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами. Заместителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3–5 см (например, кольца от пирамидки, крышечки), легкие безопасные бруски, полоски картона, кубики, палочки и листики на улице и т. д. Они заменят детские лакомства, телефон, ложки, вилки и тарелки и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей шестого года жизни

В 5лет ребенок переходит в категорию старших дошкольников. Этот период знаменуется началом активной подготовки к школе. Ребенок 6 лет по-прежнему стремится к самостоятельности, признанию со стороны ст...

12 действительно развивающих игрушек для детей!!!

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать ...

Развивающие игры для детей от года до трех лет

Развивающие игрыдля детей от года до трех лет...

Развивающие игры для детей шестого года жизни

Речь ребенка в этот период должна быть очень похожа на взрослую по качеству. Дети должны уметь пользоваться вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями, различать их по интонации.З...

Обзор развивающих игрушек для детей от 1,6 до 2 лет

Прведен обзор имеющихся в продаже развивающих игрушек и пособий для детей от 1,5 до 2 лет....

Топ развивающих игрушек для детей

Игрушки – это неотъемлемая часть детства. Они помогают малышу сначала изучать окружающий мир, а после развиваться, получать новые знания и навыки....

Консультация для родителей "Подбор развивающих игр для детей возрастом 4-5 лет"

1. "Развивающий конструктор" - игра, в которой дети могут собирать различные модели из деталей, развивая при этом свою моторику, пространственное мышление и логическое мышление. 2. &quo...