Статья " Воспитание положительного отношения к взрослым"
статья на тему

Воспитание положительного отношения детей дошкольного возраста к взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_polozhitelnogo_otnosheniya_k_vzroslym.docx496.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Воспитание положительного отношения к взрослым»

Автор: Калачёва Татьяна Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 64 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

         Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что учимся мы тремя путями: или путём опыта и собственного наблюдения, путём ведущим и прочным, но скудным результатом, для которого жизнь человеческая очень коротка. Или нас учат другие. Этим путём мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают. Или наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательному влиянию сильных, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемые этим путём, едва ли не самое быстрое.

         Возможно ли формировать личность с ориентиром на идеал, когда речь идёт о детях дошкольного возраста? Обычно отвечают на вопрос положительно, и аргументы находит соответствующие.

         Бесспорен факт: родившись биологическим существам, ребёнок не становится существом социальным вне человеческого общества, вне общения со взрослыми его членами, которые передают ему свой социальный опыт знания. Доказан другой факт: обучать и воспитывать можно только в том случае если сам ребёнок активен. Одна из форм проявления активности – подражание взрослому. При этом заметим: процесс подражания – не простое копирование действий взрослого, не только отражательный процесс. Это и фактор социального подкрепления, то есть процесс осознания, осмысливание и присвоение моральных ценностей, принятых в обществе. Следовательно, у нас есть основания считать, что подражания может служить предпосылкой формирование положительного отношения взрослому. Но ребёнок не подражает любому взрослому, которого он видит или даже с которым непосредственно общается. Исследования убедительно доказала, что подражания носит избирательный характер, оно возникает при наличии у ребёнка интереса и определённого отношение к объекту подражания. Поэтому чтобы ребёнок стал подражать взрослому, необходимо, чтобы у него были какие-то знания, представление об этом человеке, и чтобы этот человек был ему эмоционально привлекателен.

 Если проанализировать отношение детей к взрослым, то нетрудно заметить, что его содержание тесно связано с тем статусом, который занимают взрослые в их жизни. Одни взрослые непосредственно общаются с детьми, заботиться об удовлетворении их биологических и социальных потребностей. Другие дети наблюдают как бы со стороны. Но есть взрослые, которые вообще не общаются с детьми, не заботится о них непосредственно, но несут в себе обобщенную характеристику образа человека привлекательного и доступного для подражания (речь идёт о героях художественных произведений, исторических личностях).   Следовательно, дети находится по отношению к взрослым на разной степени приближенности, которая характеризуется эмоциональной близостью, возможностью непосредственно общаться, участвовать в какой-либо деятельности, наблюдать за поведением и действиями. Раз характеристика связей ребёнок – взрослый находится на разной степени приближенности, не может быть однотипный методики формирования положительного отношения к взрослому. Более того нелогично, нецелесообразно предъявлять одинаковые требования к содержанию отношении ребёнка к разным взрослым (к матери и, к примеру, строителю, чей труд ребёнок наблюдает). В каждой роли взрослого заложен характер отношение к нему детей. Отсюда и возможности формирования общественного образа. Вместе с тем существует единая закономерность, на основе которой можно построить методику, формирование отношение к взрослому как образцу для подражания. На какой бы степени приближенности к взрослому не находился бы ребёнок, подражать, принимать его за образец он может лишь в том случае, если взрослый эмоционально близок ему и его поведение, и деятельность доступны пониманию. Причём, чем сильнее действуют названные факторы, тем выше воспитывающий эффект взаимодействия.

 На основе исследований выделены наиболее типичные виды деятельности, которые используются при воспитании у детей эмоционально – положительного отношения к взрослым. Это, во-первых, совместная деятельность детей и взрослых (игры, труд, художественная деятельность, участие и другие);

Во-вторых, коммуникативная общение; в-третьих, эпистолярное общение; в-четвёртых, слушание художественных произведений; в-пятых, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых дети отражают быт и труд взрослых; в-шестых, деятельность предвосхищающая моральный результат (например, поделки для взрослых).

На практике имеют место почти все названные виды и формы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.

Доклад на тему "Формирование положительного отношения ко взрослому". В докладе рассматриваются вопросы особенностей детей раннего возраста, сформированности отдельных когнитивных и эмоциональных проце...

Презентация «Методы и приемы формирования положительного отношения к взрослым у детей раннего возраста»

В презентации рассматриваются методы и приемы личностно-ориентированного подхода к детям раннего возраста в период адаптации к детскому саду....

Воспитание положительного отношения детей к труду через пример взрослых и сверстников

На примере взрослых и сверстников у детей появляется мотивация к разным видам труда: самообслуживание, труд взрослых, труд в природе, ручной труд....

Консультация «Воспитание положительного отношения к взрослым»

Воспитание положительного отношения к взрослым...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год

Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературу (консультация для воспитателей)

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературуТруд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,...

Воспитание положительного отношения детей к взрослым

Воспитание детей, способных с уважением относиться к взрослым, предполагает формирование таких качеств, как доброжелательность, честность, вежливость....