программа " Умные ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа по развитию мелкой моторики "Умные ручки".
Направлена на развитие мелкой моторикию, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа на развитие мелкой моторики "Умные ручки" | 75.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Уютный дом»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе
Директор МКУ МО МКУ СРЦН
СРЦН «Уютный дом»
«Уютный дом»
Протокол № _________
_____________М.Г.Левочкина «___»___________2017 г «____» ___________2017 г.
ПРОГРАММА
«Умные ручки»
Составитель программы
Г.В.Губина
воспитатель
НОВОКУЗНЕЦК 2017г.
Содержание
1. Паспорт программы……………………………………………………..3
2.Прогнозируемые результаты…………………………………………… 3
3.Пояснительная записка……..……………………………………………5
4.Методическое обеспечение программы……………………………..11
5. Календарно– тематическое планирование ……………………………10
6. Содержание программы………………………………………………...10
7. Список литературы……………………………………………………...32
8. Приложения……………………………………………………………...33
Паспорт программы по развитию мелкой моторики «Умные ручки»
Наименование программы | «Умные ручки» |
Разработчик программы | Воспитатель Г.В.Губина |
Цели и задачи | Основная цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Задачи программы:
2. Развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры; 3. Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов; 4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти); 5. Расширять знания и представления об окружающем мире; 6.Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду. |
Сроки и этапы реализации | 2017 – 2018 г. Диагностико-прогностический этап; Организационный этап; Практический этап; Итоговый этап. |
Механизм реализации | Программа реализуется через систему педагогической работы по развитию мелкой моторики |
Ожидаемые результаты | После реализации данной программы ребенок будет уметь:
Будет стремиться:
Будут развиты:
|
Организация контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация МКУ СРЦН «Уютный дом» |
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенкаю
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Учёными (В. М. Бехтерев, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) доказано, что с анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
По мнению Л. Л. Фоминой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Иначе говоря: если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Следствие слабого развития общей моторики, в частности руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке – это наверняка проблемы с моторикой.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Учителя отмечают, что обучающиеся первых классов часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Направленность программы
Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук. Программа адресована педагогам ДОУ и родителям, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей.
Новизна программы
Обучение детей проводится с четырехлетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики; разработан мониторинг определения уровня развития мелкой моторики; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Актуальность
Недостаточное развитие мелкой моторики, развития речи, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому важным является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Актуальность данного вопроса подтверждается наличием противоречия между необходимостью организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов и отсутствием научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.
Проблема
Разрешение указанного противоречия определило проблему, которая заключается в разработке и внедрении в педагогическую практику эффективных направлений работы по формированию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными компонентами, которые способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы по развитию мелкой моторики является то, что она помогает каждому ребёнку развить умения и навыки, необходимые для последующего успешного обучения в школе. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта. Реализация программы проходит через игровую и продуктивную практическую деятельность детей. В педагогическом процессе широко используются ИКТ. Включение в совместную работу родителей. Использование наглядного материала.
Возраст детей: 4-7 лет.
Принципы реализации программы
В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей
- Принцип связи теории с практикой;
3. Принцип доступности;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип систематичности и последовательности;
6. Принцип научности;
7. Принцип оздоровительной направленности;
8.Принцип единства диагностики и коррекции;
9. Принцип актуальности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год – 32 часа и предполагает несколько этапов реализации:
Диагностико-прогностический этап (1 неделя октября 2017 г.): анализ имеющегося программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей среды группы; подбор диагностического инструментария.
Организационный этап (2 – 4 неделя сентября 2017 г): проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей среднего и старшего дошкольного возраста; составление перспективного плана работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление наглядного, дидактического материала; разработка конспектов занятий, бесед, консультаций.
Практический этап (октябрь – апрель 2017 – 2018 г.): проведение занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики.
Итоговый этап (май 2018 г.): анализ реализации программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся с группой 7 – 10 человек в отдельном кабинете с октября по апрель с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 32 часа и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 15 – 20 минут (Сан ПиН 241.2660.10.).
1. Специально организованное занятие
2. Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года ребенок будет уметь:
- Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости;
- Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.
Будет стремиться:
- Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Будут развиты:
- Графические навыки.
- Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Инструментарий для оценивания результатов
С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования на:
- Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Упражнения «Колечко», «Зайчик», «Сложи мозаику», «Разложи», «Застегни пуговку», «Шнуровка», «Золушка», «Бусины-горошины», «Лови шарик», «Конструирование из палочек») (Приложение 1);
- Определение графической подготовленности (дидактическая игра «Найди, где спрятано?», срисовывание образца, штриховка, вырезание ножницами) (Приложение 2).
Полученные результаты оформляем в итоговую таблицу (Приложение 3).
Формы подведения итогов
- Организация ежемесячных выставок детских работ.
- Тематические выставки в МКУ СРЦН «Уютный дом».
Содержание программы
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель занятия | Формы работы | Оборудование и методическое обеспечение | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Октябрь | Овощи |
| Пальчиковая гимнастика «Овощи» (прил); самомассаж; Игра «Что внутри?» Игра «Осенние листья» Лепка из пластилина помидоров и огурцов «Дары осени» | Разнообразные коробки, непрозрачные банки, маленькие муляжи овощей и фруктов; листы бумаги; трафареты листа липы, цветные карандаши | |||
Фрукты | Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка», «Компот», «Апельсин»; самомассаж; Игра «Спрячь в ладошке», «Что здесь спряталось?» разглаживание смятых комочков из бумаги; «Волшебный мешочек» определение фруктов на ощупь; Рисование пальчиками «Разноцветные пальчики» | Смятые листочки бумаги с контуром фрукта; губки поролоновые; мешочек с муляжами фруктов; тетрадь «Развиваем моторику руки», разноцветная гуашь; | |||||
Грибы и ягоды | Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Ягоды»; самомассаж; Игра «Найди игрушку», «День рождения»; «Одень куклу»застегивание и расстегивание пуговиц, липучки; Рисование пальчиками «В лес по ягоды»; Выкладывание гриба из камушек | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; Коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты, различные игрушки или предметы; гуашь, тетрадь «Развиваем моторику руки»; кукла; камушки | |||||
Птицы осенью | Пальчиковая гимнастика «Журавли, «Кукушка», «Перелетные птицы», «Домашние птицы»; самомассаж; Игра «Курочка Ряба», «Птички»; «Это птичка» обводка трафарета; «Покорми синицу и голубя»рассортировать семечки и горошины; Изображение с помощью рук «Птичка пьет из бочки», «Птичка»; Работа в прописях «Капельки» | Игрушка – курица, небольшие шары, серебряная, золотая фольга; трафарет птиц; смешанные семена гороха и семечек; «Веселые прописи» | |||||
Ноябрь | Труд людей осенью | Пальчиковая гимнастика «Капуста»; самомассаж; Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа; Игра «Волны»; Упражнение «Закрути крышку», «Полное ведерко» работа с пипеткой | Аудиозапись, простой карандаш, массажные мячи; бумажный кораблик, шнурки голубого и синего цвета; пластиковые бутылочки с крышками; пипетки, 3 ведра с водой | ||||
Орудия труда | Пальчиковая гимнастика «Лопата», «Пила»; самомассаж; «Почини инструменты» собирание разрезанной картинки из 3-4 частей; «Маленькие художники» обводка трафаретов и разукрашивание; «Удобный инструмент» обматывание палочки тесьмой; «Чудесный мешочек»определение на ощупь орудий труда | разрезанные картинки с инструментами; трафареты, палочки или инструменты с ручками, тесьма или толстые нитки; мешочек с инструментами; тетрадь «Развиваем моторику руки», гуашь, краски, цветные карандаши | |||||
Одежда и обувь | Пальчиковая гимнастика «Одежда», «Рукавицы»; Пальчиковые игры с элементами самомассажа; Игра «Развяжи бантик»; «Что у кого?» разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов; «Платье в горох» подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет; «Клубочки для носков» рисование клубочков фломастерами; «Ловкие ручки» шнуровка, застегивание пуговиц; Работа в прописях «Бусы» | Массажные мячи, грецкие орехи,; бантики, толстые шнурки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; кружки одинакового размера, трафарет платья, клей; фломастеры, бумага; «Веселые прописи» | |||||
Мебель. Посуда | Пальчиковая гимнастика «Помощники»; Самомассаж; Изображение с помощью рук «Стол», «Кресло»; «Это мебель» выкладывание из палочек стола и стула; «Ловкие ручки» закручивание и откручивание пробок; «Волшебные жгутики» выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру | Счетные палочки, пластилиновые жгутики, листочки с контуром предметов мебели; пластиковые бутылочки с пробками | |||||
Декабрь | Город | Пальчиковая гимнастика «Строим дом» с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Замок»; Игра «Спрячь в ладошке»; «Это дом» выкладывание из палочек одноэтажного дома с двумя окошками; «Построим наш детский сад» построение двухэтажного дома из деревянного строительного набора; Игра «Заборчик»; Работа в прописях «Зубцы» | Аудиозапись; поролоновые губки; счетные палочки; деревянный конструктор; «Веселые прописи» | ||||
Транспорт | Пальчиковая гимнастика «Лодка», «Посмотрите луноход», «Пароход»; самомассаж;Игра «Моторчик»;«Автомобиль» обводка трафарета машины и раскраска;«Сборка грузовика» разрезная картинка из 3 – 4 частей | Трафарет автомобиля, цветные карандаши; разрезная картинка, плоские геометрические фигуры | |||||
Дикие животные зимой | Пальчиковая гимнастика «Зайцы», «Белка» с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Найди игрушку», «Ежик», с. 38 «Обведи и нарисуй» работа в тетради; Работа в прописях «Морковь» | Аудиозапись; мелкие игрушки, разные крупы, миска; тетрадь «Развиваем моторику руки»,карандаши, фломастеры; «Веселые прописи» | |||||
Новый год | Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Новогодние игрушки» «Зимние забавы», «Снежки»; самомассаж; «Игра в снежки»; Рисование пальчиками «Про Новый год»; Вырезание снежинки; | Листы бумаги; тетрадь «Развиваем моторику руки», салфетки, ножницы | |||||
Январь | Домашние животные | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Разборные картинки»; «Пластилиновая мозаика», «Шаловливый котенок»; Работа в тетради «Построй домики для зверят» | Аудиозапись; грецкий орех; конверты с разрезанными картинками; небольшие листы картона с нанесенным пластилином, фасоль, горох, камешки; игрушка- котенок, клубочки с нитками, тетрадь «Развиваем моторику руки», краски или гуашь | ||||
Птицы зимой | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Бусы для куклы»; Игра «Птички»; «Покорми птиц» рассортировать семечки и горох; Работа в тетради «Поиграем с палочками» | Бусины разноцветные или шарики от погремушек, крупные пуговицы, толстые нитки или леска, кукла; семечки, горох; , тетрадь «Развиваем моторику руки», счетные палочки | |||||
Зимний лес | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Кого встретили в лесу?» (прил); самомассаж; Игра «Мозаика»; «Заборчик», с. 25 «Такие разные деревья» обводка трафаретов деревьев; «Зимний пейзаж» трафарет дерева, намазанный клеем, посыпать манкой; Работа в прописях «Столбики» | Мозаика, коробочки; счетные палочки, листы картона с изображением домиков; трафареты деревьев; манная крупа, клей; «Веселые прописи» | |||||
Февраль | Семья | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Веселая семейка» (прил); самомассаж; Игра «Спрячь в ладошке»; «Моя семья»; «Пальчиковый театр»; «Догадайся, кто потерял одежду?» разглаживание смятых комочков бумажных трафаретов одежды; «Мамины помощники» навешивание прищепок на веревку; Работа в прописях «Колечки» | Поролоновые губки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; прищепки; фломастеры; «Веселые прописи» | ||||
Профессии | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Такие разные дела»; самомассаж; ; Игра «Найди игрушку»; «Маленький доктор» работа с пипеткой и водой; «Сортировка таблеток» раскладывание кружочков из картона по цветам и размерам; «Сарафан для мамы и для дочки»раскрашивание трафаретов сарафанов; «Врач окулист» выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения; | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; пипетки, баночки с водой; кружочки разного цвета и размера; трафареты сарафанов, краски, фломастеры; пластилин, счетные палочки | |||||
Профессии | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Весна идет»; самомассаж; Игра «Волны»; «Построим дом для зайки» построение дома из кубиков; «Бланки для рецептов» разрезание листа бумаги на несколько частей; «Лечим дочку» работа с водой и пипеткой | Консруктор Лего; расчерченный на несколько частей лист бумаги; пипетки, стаканчики с водой; кораблик, шнурки голубого и синего цвета; | |||||
Продукты питания | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Развяжи бантик»; «Чудесный мешочек» определение на ощупь продуктов питания; «Переберите крупу» сортировка гороха и риса; «Заготовка овощей для борща» выгибание контура овощей из проволоки; Работа в прописях «Волны» | Бантики, толстые шнурки; мешочек, продукты питания; горох, рис; проволока, рисунки овощей; «Веселые прописи» | |||||
Март | Мамин день | Пальчиковая гимнастика, «Наши мамы» ; самомассаж; Игра «Найди игрушку»; Открытка «Ветка мимозы» промазывание вазы клеем и посыпание крупой; скатывание комочков из желтой бумаги; Работа в тетради «Пластилиновый рисунок» | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; листы с контурами вазы и веткой мимозы, ножницы, клей, гречка (пшено, манка), желтая бумага, зеленая бумага; тетрадь «Развиваем моторику руки», пластилин | ||||
Весна | Пальчиковая гимнастика «Весна пришла»; самомассаж; Игра «Мозаика»; «Пластилиновые узоры»; «Солнышко»; Работа в прописях «Крючки» | Мозаика, листы картона, намазанные пластилином, бруски пластилина; прищепки; «Веселые прописи» | |||||
Домашние животные весной | Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы», «Повстречались»;самомассаж; Работа в тетрадях «Украшаем двор котенка»; «Найди пару» разглаживание бумажных комочков и поиск детенышей и взрослых животных; Теневой театр «Коза», «Гусь», «Собака» | Тетрадь «Развиваем моторику руки», краски, гуашь; бумажные комочки с рисунками домашних животных и их детенышей; | |||||
Дикие животные весной | Пальчиковая гимнастика «По полянке мишка шел»; самомассаж; Теневой театр «Паучок», «Зайчик», «Птица»; Игра «Черепашка»; «Ежик»; «Домик», «Заборчик»; Работа в прописях«Зонтик»; Пальчиковый театр «Колобок» | Счетные палочки, листы картона с нарисованными зайцем и лисой; «Веселые прописи» | |||||
Апрель | Игрушки | Пальчиковая гимнастика «Игрушки»; самомассаж; Игра «Мячик»Нищ; «Найди игрушку»; «Маленький конструктор» выкладывание по контуру игрушки из цветных палочек; «Чудеса из бумаги» оригами (рыбка) | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; цветные счетные палочки; оригами (рыбка) | ||||
Птицы встречают весну | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Работа в тетрадях «Поиграем горошком»; «Подкормим птиц» сортировка гороха и семечек; «Птицы откладывают яйца»лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины | Тетрадь «Развиваем моторику руки», горох; семечки подсолнуха; пластилин | |||||
Весна. Цветы. Деревья | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Игра «Солнышко светит»; Теневой театр «Дерево»; Коллективная работа «Весенняя роща» приклеивание зеленых листочков на рисунок голого дерева; «Красивый одуванчик» втыкание спичек в пластилиновый комочек; «Почки распускаются» отщипывание от пластилина маленьких комочков и примазывание их к веточке дерева, нарисованного на листе бумаги | Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см, прищепки; клей, зеленые листочки из бумаги; спички, пластилиновые комочки; пластилин, альбомный лист с рисунком веточками дерева | |||||
Мы подросли и повзрослели | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, Развязывание, завязывание узелков на веревке; Работа в прописях «Кирпичи» | Веревки, куклы, молнии, липучки; «Веселые прописи» |
Методическое обеспечение программы
Занятия предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
I. Развитие движений рук и ручной умелости | Манипуляция с крупными деталями
Манипуляция с мелкими деталями
Лепка из пластилина
Вращательные движения мелких предметов пальцами
|
II. Пальчиковая гимнастика |
|
III. Графические упражнения | Прямые линии.
Штриховка
Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша Клубочки
Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов |
IV. Пальчиковый игротренинг | Дидактические игры Составление фигур из пальцев
Составление фигур из палочек с усложнением
|
V. Подготовка к обучению письму | От рисунка к букве
Использование методики Е. Н. Потаповой
|
VI. Лечебная физкультура | Самомассаж
Гимнастический комплекс
|
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
В организационную часть входят: пальчиковая гимнастика (инсценирование руками по образцу педагога, теневой театр), пальчиковый игротренинг (составление фигур из пальцев), лечебная физкультура ( гимнастический комплекс, самомассаж ).
В основную часть входят упражнения на развитие движений рук и ручной умелости, пальчиковый игротренинг (манипуляция с крупными деталями, манипуляция с мелкими деталями, лепка из пластилина, вращательные движения мелких предметов пальцами, работа с нитками, проволокой, шнурками, складывание бумаги, вырезание из бумаги и склеивание, составление фигур из пальцев, палочек с усложнением).
Творческая часть: графические упражнения, подготовка к обучению письму.
Заключительная часть включает в себя «ритуал прощания» с группой.
Методы обучения
Словесный метод (устное изложение, беседа, объяснение); наглядно-действенный (показ иллюстраций, видеоматериалов, показ приемов выполнения работы по образцу, наблюдение); практический.
Приемы работы
Пальчиковый игротренинг; массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; пальчиковый театр; лепка из пластилина; нетрадиционные техники рисования: пальцем, зубной щеткой, и т. д.; конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором Лего; дидактические игры: шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика; штриховка;
раскрашивание; обведение рисунков по контуру; дорисовывание изображений; рисование по клеточкам; рисование по точкам; вырезание ножницами; наклеивание; составление рисунков из спичек и др.
Дидактические материалы
- Разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель» и др.
- Материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.);
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки и др.;
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» и др);
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы магнитной азбуки;
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;
- Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов и др.);
- Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями;
- Тематические иллюстрации.
Игры и упражнения, используемые в работе
Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры.
Пальчиковые игры могут быть двух основных видов:
- Игры без предметов.
- Игры со специальными развивающими предметами (выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами)
При использовании в работе игр без предметов, нужно подобрать упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение то, упражнения усложняются, добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук).
При использовании игр со специальными развивающими предметами (спичками, катушкой и карандашом, с прищепками, разными шариками и мелкими предметами и др.). При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.
Пальчиковый театр
Это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. Стимулирует развитие мелкой моторики;
2. Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
4. Развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. Формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка – тренажер для застегивания пуговиц.
Игры – шнуровки:
1. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. Способствуют развитию речи;
5. Развивают творческие способности;
6. Развивают усидчивость;
7. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;
· Развивают мелкую моторику;
· Развивают внимание;
· Развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Упражнения с бусинами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Занятия продуктивной деятельностью
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз.
Упражнения с красками
Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет.
Раскраски для детей - средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику рук.
Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.
При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.
Самомассаж
Примерные упражнения:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Условия реализации программы
1.Систематическое проведение занятий;
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей;
4.Сотрудничество педагога с семьей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001.
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2007.
- Васильева – Гангнус Л. Уроки занимательного труда. – М., Издательство «Педагогика», 1997
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития» 1997.
- Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008
- Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).
- Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос 2003.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.,1970
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. – СПб. 2004.
- Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб..Детство – Пресс, 1999.
- Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. – М., 2007.
- Синицына Е. Умная тетрадь. – М., 1999.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 1997.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – М., Издательский дом «Федоров», 2000.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2007
- Яшина. Н.Ю. Готовим детей к школе. - Н.Новгород, 1996
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2007.
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).
- Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб..Детство – Пресс, 1999.
- Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать.
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).
- Школа тетушки Совы. Развиваем моторику руки. Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет.- М., Омега, 2007.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2007.
Приложение 1
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Кольцо»
Задание: соединить указательный и большой пальцы на одной руке.
Упражнение «Зайчик
Задание: пальцы зажать в кулак, указательные и средний пальцы выпрямить (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
Упражнение «Сделай бусы»
Перед ребенком выкладываются бисер мелкий и крупный, толстая нить или леска.
Задание: нанизать мелкий и крупный бисер на леску(оценивается быстрота, создание рисунка )
Упражнение «Гусь»
Задание: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся.
Упражнение «Кошечка»
Задание: две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу.
Упражнение «Зайчик»
Задание: указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Упражнение «Сложи мозаику
Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику.
Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.
Упражнение «Разложи»
Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья.
Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы – в каждый по одной.
Упражнение «Застегни пуговку».
Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.
Задание: застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую».
Упражнение «Шнуровка».
Понадобится картон в виде ботинка, в котором прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.
Задание: необходимо зашнуровать «ботинок».
Упражнение «Золушка».
Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.
Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками.
Упражнение «Бусины-горошины».
Понадобится пластиковая бутылка (0,5 литра) и мелкие предметы (бусины разного диаметра, горох, зерно злаков, фасоль, камешки, спички).
Задание: поместить в горлышко пластиковой бутылки мелкие предметы.
Упражнение «Лови шарик»
Понадобятся желобок и шарик.
Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Игра повторяется 3 раза.
Упражнение «Конструирование из палочек»
Понадобятся считальные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)
Задание: необходимо считальные палочки положить на линии фигур.
Результаты выполнения каждого задания оценивались с помощью количественных показателей. Оценка результатов:
5 баллов – навык сформирован (задание полностью выполнено);
4 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с нежеланием продолжать до конца;
2 балла – нарушена плавность движений, задание выполняется с множеством неточностей, незавершенностей;
1 балл – задание не выполнено.
Приложение 2
Ориентировка в пространстве
Дидактическая игра «Найди, где спрятано?»
Срисовывание образца
Упражнение «Продолжи узор»
На столе лежат листочки в клетку, на котором нарисован узор.
Задание:
Детям предлагается продолжить узор дальше.
Оценка результатов:
5 баллов – удерживается последовательности, не привносит изменения (дополнительных углов); единичный отрыв карандаша, увеличение или уменьшение размеров элементов не > в 1,5 раза.
4 балла – при небольшом увеличении неточностей.
3 балла – сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе к другому элементу.
2 балла – упрощение графической программы и уподобление первому; разрыв элементов.
1балл – недоведение узора до конца строки, постоянное наличие дополнительных элементов (частый отрыв карандаша, изменение размера узора, отсутствие какой – либо определенной ритмики.
Штриховка
На столе лежат листочки из изображением какого – либо предмета.
Задание:
Заштриховать предметы в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
форма конечностей.
Вырезание ножницами
Тест «Вырезание круга» Н.Н. Озерецкого
На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Задание:
Вырезать основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов.
Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень – есть 2 – 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь.
Низкий бал – задание не выполнено.
Приложение 3
Таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | Выреза ние ножница ми | |
Срисовыва ние образца | Штриховка | ||||
1. | |||||
2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"
Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....
Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"
Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....
Программа дополнительной образовательной услуги «Умные ручки»
Программа по развитию речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики рук для детей от 3 до 4 лет...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинт...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...