Конспект НОД с приложением
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну Вообразилию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petkau_m.i._konspekt_nod.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну Вообразилию».
Технологическая карта мероприятия
Цель: Содействовать развитию у детей умения самостоятельно составлять загадки по схеме «НО НЕ»
Задачи:
Учить выделять признак объекта и сравнивать его с признаком другого объекта (игла – спица и др.)
Отрабатывать умение сужать поле поиска объекта.
Обогащать представления детей о профессиональных принадлежностях, необходимых для труда астронома, врача, писателя.
Дать представление о многозначных словах (существительные).
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вообразилия. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города и сами научимся придумывать интересные загадки. Путешествовать мы будем на облаке. Давайте представим, какое оно (белоснежное, мягкое, прозрачное, легкое, пушистое, воздушное). Что можно почувствовать, находясь в воздухе на облаке? (воздух чистый, свежий, прохладный легкий ветер обдувает кожу, небо голубое, высокое, слышны птичьи голоса и т.п.)
Итак, перенесемся в страну Вообразилию. Мы на легком, белоснежном облаке, закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы окажемся в Вообразилии (дети садятся на коврик). (звучит музыка)
II (дети открывают глаза), появляется Волшебник.
Волшебник: Приветствую вас, дорогие ребята, в нашем городе Загадок! Я волшебник Многознай! Приглашаю вас погулять по улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей. Давайте посмотрим, человек, какой профессии живет в первом домике. (на первом доме картинки «Телескоп», «звезды», «планеты») Человек, какой профессии живет здесь?
Д: Астроном.
Волшебник: Верно, как вы догадались? (на домик вешаем изображение «астроном»).
Д: Телескоп необходим астроному, чтобы наблюдать за звездами.
Волшебник: Зачем жителям города нужен астроном?
Д: Астроном наблюдает за звездами и планетами и следит за космической безопасностью.
Волшебник: Какие бывают звезды? (Большие – маленькие, Близкие – далекие, Горячие – холодные) Ребята, посмотрите, на небе есть звезды, а какие еще бывают звезды? (выкладывать поочередно картинки на мольберт)
Звезда елочная, морская, эстрадная (пояснить назначение звезд: елочной звездой мы украшаем елку, морская звезда – это живой организм, обитающий на морском дне, эстрадная звезда – популярный артист).
Волшебник: Как вы убедились, слово звезда имеет много значений. Такие слова называются многозначными.
Волшебник: Наш астроном что-то увидел в телескоп, но что это такое он не может понять. Ребята, а вы ведь можете ему помочь, для этого нужно сыграть в игру под названием «Да-нет». Вы уже играли в такую игру? (Ответы детей) Перед тем, как начать играть, я расскажу вам правила. У меня есть схема, по которой можно рассказать о любом предмете. Одному из вас, назовем его Всезнай, я дам картинку с отгадкой, а мы с вами будем задавать об отгадке вопросы, но только такие, чтобы наш Всезнай мог отвечать только да или нет. Ну что, попробуем? Катя, задай свой вопрос Всезнаю.
Катя (имя условно, 1-й ребенок): Этот предмет сделан руками человека?
Всезнай: Нет.
Волшебник: Юля, задай теперь ты свой вопрос.
Юля (2-й ребенок): Этот предмет имеет круглую форму?
Всезнай: Да. ……. Вопросы: Цвет, размер, назначение (что дает, делает).
Если дети не угадали, Волшебник загадывает загадку:
Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
Всезнай: Да, вы угадали, это солнце. Ребята, вы любите солнышко? А знаете ли вы, как любят солнышко все растения?
Психогимнастика «Солнышко и росточек».
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Согрелись, отдохнули?
Волшебник: А теперь перейдем ко второму домику (на втором домике – картинки «таблетки», «шприц», «фонендоскоп» и т.д.)
Волшебник: А кто же в нем живет?
Д: Врач.
Волшебник: Верно, как вы догадались?
Д: Эти предметы нужны врачу для работы.
Волшебник: Почему важна профессия врача?
Д: Врач лечит людей, назначает лекарства и процедуры, следит за здоровьем жителей.
Волшебник: Врачу для работы нужен шприц. У шприца есть игла. А где или у кого еще можно встретить иглы? (выложить на мольберт поочередно картинки «хвойные иглы», «иглы у дикобраза», «швейная игла», «игла у шила», «иглы у кактуса») – называние детьми. Это тоже многозначные слова. Какая бывает игла? (длинная – короткая, толстая – тонкая, тупая – острая).
Волшебник: Ребята, врач потерял одну из вещей необходимых ему для того, чтобы лечить людей, и просит вас о помощи в ее поиске. Для этого нужно сыграть в игру под названием «Теремок». Вы раньше о ней слышали?
Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Волшебник выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (обруч) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. Примечание: среди рисунков есть таблетка, ее и потерял врач.
Волшебник: Ребята, какими бывают таблетки? (крупные – мелкие, сладкие – горькие, Сироп: густой – жидкий). Молодцы.
Волшебник: Перейдем к третьему домику. (переход к 3-ему домику, картинки: «колобок», «репка», «книжка со сказками» и т.д.) Кто же там живет?
Д: Писатель (сказочник), (выложить на мольберте картинку «писатель»).
Волшебник: Как вы догадались?
Д: писатель пишет сказки про разных персонажей.
Волшебник: Сказочник, чтобы придумать сказки, часто сравнивает своих персонажей с разными животными. Вы тоже можете придумать своих сказочных персонажей, которые чем-то похожи на разных животных.
Игра «Что такое же у другого объекта?» Волшебник раздает карточки с изображениями животных (мышь). Дети перечисляют признаки объекта (с длинным хвостом, все грызет, с острыми зубами). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (хвост – змея, зубы – крокодил, все грызет – кролик).
Составляется текст загадки со связкой «Но не…». Произносится текст загадки: «Мышь: с длинным хвостом, но не змея, с острыми зубами, но не крокодил, всё грызет, но не кролик».
Волшебник: Устали искать похожести? Чтобы немного отдохнуть, мы можем с вами сделать зарядку по сказке Репка. Но так как мы с вами находимся в стране Вообразилии, то и репка наша будет необычная.
Физминутка «Репка».
Наступило теплое весеннее утро. (Повороты головы вправо-влево) Ветер разогнал на небе тучи. (Круговые вращения руками вперед-назад) Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая - премаленькая. Ищет дед репку, ищет - не найдет. (Разведение рук в стороны). Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут - не найдут репку. (Наклоны вперед, выпрямиться) Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут - не найдут репку. (Приседания) Позвали Жучку. Ищут-ищут - не найдут. Вылезает из норки мышка:
- Вашу репку я нечаянно съела.
Обрадовались внучка и Жучка, бабка и дедка:
- Все-таки нашлась наша репка. (Прыжки).
Волшебник: Ребята, а вы заметили, что жители этого города любят загадывать загадки. Давайте поучимся у них и придумаем свою загадку об одном из орудий труда, которое использует писатель, например, о пере.
(использование схемы ТРИЗ)
НО НЕ
ПИШЕТ РУЧКА (КАРАНДАШ)
ПУШИСТОЕ, ЛЕГКОЕ ОБЛАКО
БЕЛОГО ЦВЕТА СНЕГ
Волшебник: Ребята, в городе Загадок живет много людей других важных профессий, с которыми мы познакомимся в следующем путешествии.
А теперь нам пора возвращаться! А я хочу подарить вам на память раскраски, которые вы раскрасите по возвращении в детский сад.
Садимся на наше волшебное облако и отправляемся обратно. (включение музыки)
Воспитатель: С возвращением!
III Итог занятия:
Где же мы сегодня с Вами побывали, ребята? (в гостях у жителей города загадок, на улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей). С какими профессиями вы сегодня познакомились? (Астроном, врач, писатель). Чему вы научились? (придумывать загадки, подбирать многозначные слова и слова с противоположным значением). Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 2 к конспекту кружка по Изодеятельности
В приложении размещены работы воспитанников...
Конспект НОД с приложением
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление сказок по иллюстрациям Сутеева» в старшей группе детского сада...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...
Конспект занятия с приложением «Пиктомир»
Конспект занятия с приложением «Пиктомир»в подготовительной группеЗадачи:Образовательные:• создать условия для усвоения новых знаний;• подвести дошкольников к понятиям «про...
Конспект занятия с приложением «Пиктомир»
Конспект занятия по «Пиктомир»...
Конспект занятия с приложением «Пиктомир» в подготовительной группе
Конспект занятия с приложением «Пиктомир» в подготовительной группеЗадачи:Образовательные:• создать условия для усвоения новых знаний;• подвести дошкольников к понятиям &laq...
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...