Рабочая программа по ФЭМП в старшей группе
рабочая программа (старшая группа) на тему

Гуртовая Анастасия Юрьевна

Рабочая программа по ФЭМП у детей старшей группы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы "От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М,А,Васильевой и "Образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018 учебный год".

Программа в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обечпечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Данная программа составлена с использованием рекомендаций И.А.Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. - М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, 80 с. Использована дополнительная программа "Математические ступеньки" для детей 5-6 лет (старшая группа) Колесниковой Е.В. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_femp_v_starshey_gruppe.docx74.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение       02-04

«Землянская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю 29.08.2017                

Директор школы:  

 _______________

          О.В. Семенова

Утверждено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от  29.08.2017

Рассмотрено на методическом объединении

28.08. 2017                                                                                

__________________    (Г.Б.Садыкова)

Согласовано 28.08.2017

заместителем директора по УВР

Руководитель  методического  объединения                                                                                      

__________________    (С.В.Некрасова)

Рабочая программа

По реализации  формирования

 элементарных математических представлений

И.А. Помораева  В.А. Позина

С учётом примерной общеобразовательной программы

 дошкольного образования «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

старшая группа

на 2017-2018 уч. г.

Составитель: Воспитатель – Гуртовая А.Ю.


Пояснительная записка

          Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей  старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Образовательной программой дошкольного образования на 2017 – 2018 учебный год».

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

            Данная программа составлена с использованием рекомендаций - И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -80с. Использована дополнительная программа «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет (старшая группа)  Колесниковой Е.В.

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).

Цели программы:

- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

- Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов, плоские и объемные формы.

 Задачи по формированию элементарных математических представлений.

Количество и счет

-Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство.

-Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»).

-Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).

-Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

-Познакомить с цифрами от 0 до 9.

-Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

-Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну —по 5).

-Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

-Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина

-Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

-Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

-Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

-Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

-Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма

-Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

-Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

-Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками—указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени

-Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уточнить на конкретных примерах последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями:

«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

«Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности.

          Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме диагностических (срезовых) заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

«Речевое развитие» - у детей развивается умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения; по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, форме; обогащение словаря.

Планируемые результаты.

Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.

Упражнять в счете предметов с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Учить сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина).

Учить двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями.

Познакомить с количественным составом чисел 3, 4, 5 из единиц.

Учить делить круг (квадрат, прямоугольник) на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Учить считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).

Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

Называть последовательно части суток, дни недели.

Называть текущий день недели.

Ожидаемые результаты: к концу года дети старшей группы могут:

Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.

Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).

Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

Называть последовательно части суток, дни недели.

Называть текущий день недели.

Дидактические игры и игровые упражнения.

Количество и счет: «Игры с пальчиками», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку», «Который по счету?», «Угадай, что изменилось, «Исправь ошибку», «Стройся по порядку», «Найди на один меньше (больше) (лото), «Назови пропущенное число»; игры с мячом, «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина.

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Найди недостающее», «Расставь по порядку». Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Найди такой же по величине», «Поручение».

Форма: формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди, назови предметы такой же формы», «Подбери предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

Ориентировка в пространстве: учить двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь- секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось, «Составь узор», «Расскажи про свой узор».

Ориентировка во времени: расширить представления о частях суток.«Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь-сутки прочь», «Наоборот», Живая неделя», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра».

Организация предметно - развивающей среды.

Требования:

- содержательно-насыщенная, развивающая;

- трансформируемая;

- полифункциональная;

- вариативная;

- доступная;

- безопасная;

- здоровье сберегающая;

- эстетически-привлекательная.

Цель: Развитие ребёнка старшего дошкольного возраста через целесообразное оформление окружающей среды группового помещения.

Задачи:

-Дать детям элементарные представления по данным темам;

-Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

-Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

-Создавать условия для творческого самовыражения, для возникновения новых игр и их развития.

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды:

-шашки; календарь недели; часы; кубики; математический набор «Учись считать».

-сюжетно- ролевые игры («Магазин», «Ателье», «Зоопарк», «Детский сад», «Транспорт»);    

-сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием («Учимся считать до 10», «Какого цвета кораблик», Найди котенка»); счетные палочки; комплект цифр;

-логические игры: «Танграмм»,«Головоломка Пифагора», «Игры Никитина», «Сложи узор», «Тангос».

-логические задачи: «Перевертыши», «Сравни и подбери», «Части и целое», «Ассоциации», «Найди отличия», «Путаница».


Календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2015- 2016 г.

(68 занятий) 2 занятия в неделю (сентябрь-май)

И.А. Помораева, В.А. Позина

Дата

Тема

Цель

Источник

1

Сентябрь 1 неделя

Занятие №1

Закрепить навыки счета в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; закреплять знания геометрических фигур; уточнять представления о последовательности частей суток.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.13

2

Занятие № 2.

Закрепить знания о числе и цифре 1; учить писать цифру 1; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине.

Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, стр. 15, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.2.

3

2 неделя

Занятие № 3

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух); закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями; совершенствовать умение

двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.15

4

Занятие 4.

Закрепить знания о числе и цифре 2; закрепить умение писать цифру 1; учить писать цифру 2;учить отгадывать математические загадки; познакомить со знаками +, =, учить их писать; учить записывать решение загадки цифрами и знаками; учит ориентироваться на листе бумаги.

Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, стр. 17, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.4.

5

3 неделя

Занятие 5

Совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины).

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 17

6

Занятие 6.

Учить писать цифру 3; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; познакомить с тетрадью в клетку; учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, стр. 20, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.6.

7

4 неделя

Занятие 7

Закреплять навыки счета пределах 5; упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.18

8

Занятие 8.

Учить писать цифру 4; учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, стр. 22, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.8.

9

Октябрь 1 неделя

Занятие 9

Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.18

10.

Занятие 10.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить писать цифру 5; познакомить с названием текущего месяца-октябрь; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.24, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.10.

11

2 неделя

Занятие 11.

Учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот), закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.19

12

Занятие 12.

Познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6; учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; знакомить с составом числа 6.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.27, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.12.

13

3 неделя

Занятие 13.

Учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий (и наоборот), продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.21

14

Занятие 14.

Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; познакомить со знаками <, >; учить рисовать треугольники в тетради в клетку; учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.29, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.14.

15

4 неделя

Занятие 15

Продолжать учить считать пределах 6 и 7 знакомить с порядковым значением числа 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Которыйпо счету?», «На котором месте?»; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот);

расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.24

16

Занятие 16.

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; знакомить с загадками, в которых есть числа; учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.31, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.16.

17

Ноябрь 1 неделя.

Занятие 17.

Учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и8; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 24

18

Занятие 18.

Учить решать математическую задачу, записывать решение; познакомить со знаком «минус»; познакомить с цифрой 0, учить писать;познакомить с названием последнего месяца-ноябрь; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их изображение похожих предметов.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.32, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.18.

19

2 неделя

Занятие 19

Учить считать в пределах 9, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 25

20

Занятие 20

Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение; продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.35, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.20.

21

3 неделя

Занятие 21.

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.27

22

Занятие 22.

Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить порядковому счету; учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.37, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.22.

23

4 неделя

Занятие 23

Познакомить с образованием числа 10 основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности; совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 28

24

Занятие 24.

Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с днями недели.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.39, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.24

25

Декабрь 1 неделя

Занятие 25.

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10; закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот);

упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.29

26

Занятие 26.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца – декабрь.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.41, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.26.

27

2 неделя.

Занятие 27.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 32

28

Занятие 28.

Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; учить делить предмет на две, четыре части; учить выполнять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.43, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.28.

29

3 неделя.

Занятие 29.

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; продолжить учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения; закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 34

30

Занятие 30.

Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить рисовать овалы в тетради в клетку; учить решать логическую задачу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.45, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.30.

31

4 неделя.

Занятие 31.

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.36

32

Занятие 32.

Закреплять умение правильно пользоваться знаками <, >; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различении количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?

пособие к рабочей тетради Е.В. Колесникова, стр.47, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова, стр.32.

33

Январь. 2 неделя.

Занятие 33.

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины равной образцу; закреплять умение определять пространственные представления и использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 39

34

Занятие 34.

Познакомить с цифрой 9 и учить писать; познакомить с названием месяца – январь; закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «самая низкая», «повыше», «еще выше».

пособие Е.В. Колесникова, стр.48, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.34.

3 неделя.

Занятие 35.

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 41

Занятие 36.

Учить порядковому счету; учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба.

пособие Е.В. Колесникова, стр.50, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.36.

4 неделя.

Занятие 37.

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 43

Занятие 38.

Учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 10 и учить его писать; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать из счетных палочек трапецию; учить рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить отличия в двух похожих рисунках.

пособие Е.В. Колесникова, стр.53, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.38.

Февраль. 1 неделя.

Занятие 39.

Познакомить с количественным составом числа 3 и 4 из единиц, продолжать ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 44

Занятие 40.

Закрепить умение писать цифры от 1 до 10; учить понимать отношения между числами; учить составлять число 10 из двух меньших чисел; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

пособие Е.В. Колесникова, стр.55, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.40.

2 неделя.

Занятие 41

 Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.46

Занятие 42.

Учить решать задачи, записывать решение; познакомить с названием месяца – февраль; учить пользоваться знаками +, -; учить рисовать в тетради в клетку кораблик.

пособие Е.В. Колесникова, стр.56, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.42.

3 неделя.

Занятие 43.

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц; формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть; совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.48

4 неделя.

Занятие 44.

Продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение;, читать запись; учить решать логическую задачу на синтез и анализ; упражнять в количественном и порядковом счете; учить выкладывать их счетных палочек геометрические фигуры.

пособие Е.В. Колесникова, стр.59, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.44.

Март. 1 неделя.

Занятие 45.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.49

Занятие 46.

Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

пособие Е.В. Колесникова, стр.60, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.46.

2 неделя

Занятие 47.

Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица; совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 51

Занятие 48.

Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; учить пользоваться знаками <, >; закреплять знания о днях недели.

пособие Е.В. Колесникова, стр.62, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.48.

3 неделя.

Занятие 49.

Познакомить с записью числа 10. продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть;

продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 53

Занятие 50.

Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать записи; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах; учить решать логическую задачу на сходство и различие.

пособие Е.В. Колесникова, стр.64, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.50.

4 неделя.

Занятие 51.

Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 55

Занятие 52.

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись; закреплять знания о последовательности частей суток; учить рисовать символическое изображение кошки в тетради в клетку; использовать в речи определения « большой», «поменьше», «самый маленький».

пособие Е.В. Колесникова, стр.66, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.52.

Апрель. 1 неделя.

Занятие 53.

Закрепить знакомство с записью числа 10. продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть;

продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели.

 И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 53

Занятие 54.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы; развивать мышление; закреплять навыки порядкового счета.

пособие Е.В. Колесникова, стр.68, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.54.

2 неделя.

Занятие 55.

Продолжать учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 55

Занятие 56.

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина».

пособие Е.В. Колесникова, стр.70, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.56.

3 неделя.

Занятие 57.

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 56

Занятие 58.

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; познакомить с названием месяца – апрель; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закреплять знания о геометрических фигурах.

пособие Е.В. Колесникова, стр.71, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.58.

4 неделя.

Занятие 59.

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть;

продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 58

Занятие 60.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку.

пособие Е.В. Колесникова, стр.73, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.60.

Май. 1 неделя.

Занятие 61.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6и7, 7и8, 8и9, 9и10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.60

Занятие 62.

Закреплять навыки порядкового и количественного счета; закреплять умение отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел; продолжать учить выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка).

пособие Е.В. Колесникова, стр.75, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.62.

2 неделя.

Занятие 63.

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, называть части сравнивать целое и часть.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.61

Занятие 64.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

пособие Е.В. Колесникова, стр.76, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», Е.В. Колесникова, стр.64.

3 неделя.

Занятие 65.

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 63

Занятие 66.

Совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины).

Закрепление пройденного

4 неделя.

Занятие 67.

Закрепить порядковое значение чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов.

Закрепление пройденного

Занятие 68.

Продолжать закреплять представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги.

Закрепление пройденного

МОНИТОРИНГ развития                                     Формирование элементарных математических представлений

Группа - старшая

2017-2018 учебный год

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считает (отсчитывает в пределах 10)

 

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

 

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)

 

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения

 

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины

 

Называет текущий день недели. Называет: утро, день, ночь, имеет представление о смене частей суток

 

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам

 

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур количество сторон, углов, равенство/неравенство

 


I. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 10.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Соберем бусы для куклы».

Материал: кружочки (по 6-7 шт.)  красного и зеленого цвета, разного размера.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько красных и сколько зеленых кружочков?

- Сколько красных? Сколько зеленых?

- Что можно сказать о красных и зеленых кружочках?

- Чем еще отличаются?

- Если одна зеленая (красная) потеряется, что теперь можно сказать о них?

- Каких больше, каких меньше?

- Что можно сделать, что бы их было поровну?

2. Дидактическое упражнение «Кто знает, пусть дальше считает». (счет прямой и обратный)

Материал: мяч.

Содержание диагностического задания: принимать участие в игре могут несколько детей. Воспитатель называет число и бросает мяч, а ребенок считает дальше до 10 или обратно до 1. Зависимости от задания.  Мяч возвращается воспитателю.

- Я говорю – 5.

-Шесть, семь, восемь, девять, десять

-Я говорю 6.

- 5, 4, 3, 2, 1. И т. д.

Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

Находится в стадии формирования - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Сформирован - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

II. Уровень знаний об эталонах величины.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (7 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «самая высокая, ниже, еще ниже самая низкая. Самая низкая, выше, еще выше самая высокая».

2. Дидактическое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Материал: две ленточки разной длины и ширины, разного цвета, 2 куклы большая и маленькая.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

- Чем отличаются ленты?

- Одинаковые они по цвету?

- Что можно сказать о ширине?

- Покажи широкую (узкую).

- Какая лента подойдет маленькой куколке?

- Какая лента подойдет большой куколке?

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

Находится в стадии формирования - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Сформирован - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Материал: чудесный мешочек, объемные геометрические фигуры, предметные картинки (мяч, стакан, шкаф, воздушный шарик и т.д.) и

Содержание диагностического задания: участвовать могут несколько человек.

Воспитатель с детьми рассматривают объемные геометрические фигуры. Воспитатель убирает их в мешочек. Ребенок на ощупь определяет какую фигуру он нащупал, называет ее, достает из мешочка. Воспитатель просит соотнести геометрические фигуры с предметными картинками: мяч - шар, стакан - цилиндр, шкаф – куб и др.

2.Дидактическая игра «Сравни и подбери».

Материал: предметные картинки и карточки с геометрическими фигурами.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3.Дидактическая игра «Продолжи ряд».

Материал: карточки с геометрическими фигурами разного цвета, формы и размера. Содержание диагностического задания: на столе выложен ряд из геометрических фигур

Продолжить ряд из геометрических фигур изменить один из признаков. Для усложнении изменить два признака и три признака.

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

Находится в стадии формирования - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Сформирован - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.

Дидактическая игра «Прятки».

Материал: игрушка.

Содержание диагностического задания:

По зданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо и т. д ). Если задание выполнено правильно, он находит спрятанную игрушку.

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

Находится в стадии формирования - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.

Сформирован - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.

V. Ориентировка во времени.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Круглый год» (лото)

Материал: сюжетные картинки с разными временами года (зима, лето, весна, осень), карточки.

Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.

  Воспитатель показывает картинку с изображением (зима), ребенок сопоставляет времена года с погодными условиями, одеждой людей, занятиями людей и животных. Ребенок Называет времена года и месяцы.

Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал: картинки с изображением частей суток, загадки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Внимательно послушай, определи время суток и найди соответствующую картинку.

ПОТЕШКИ

1.Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

Все растенья поливают.

2.Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

3.Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши».

4.Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.

- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Материал: картинки с изображением частей суток.

Содержание диагностического задания: в игре могут принимать несколько человек.

Воспитатель показывает картинку с изображением   частей суток, ребенок называет одно какое – либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток. Затем воспитатель показывает другую картинку.

Игровое упражнение: «Назови соседей». (утра, вечера и т. д.)

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. Не называет месяцы года.

Находится в стадии формирования - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. Ошибается при перечислении месяцев года.

Сформирован - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели. Знает месяцы года.

Методическое обеспечение

- Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

- И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. -80С.

- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2015

-Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Программа «Игралочка.»

-Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет.

Рабочие тетради:

- Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Старшая группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.

- «Я считаю до десяти» Е. В. Колесникова.

 «Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие к рабочей тетради, Е.В.Колесникова.

Художественная литература.

«Три поросенка». М.В. Михалков.«Три орешка для золушки.» Б. Немцов
«Три медведя.». Р.н.с
«Три толстяка». Ю. Олеша
«Три богатыря.». Р.н.с.
«Семеро козлят и серый волк.» Р.н.с.
«Белоснежка и семь гномов.» братья Гримм.
12 месяцев «С.Я. Маршак.«Спящая царица и 7 богатырей». А.С. Пушкин.«Козленок, который умел считать до 10». «Цветик - семицветик». В. Катаев. «Сказки про геометрические фигуры». О Емельянова. «Семеро храбрецов» Гримм.                                                                                                                        «Дикие лебеди». Г. Андерсон.                                                                                                                                   «Два мороза» Р.н.с.                                                                                                                                        «Три сына» Осеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая программа по ФГОС в старшей группе по программе Вераксы.

Ежедневное планирование сентябрь- ноябрь...

Рабочая программа по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР

Рабочая программа помогает выстроить учебный процесс по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР, создать необходимые условия, достичь освоения программного содержания, опираясь на методические ...

Рабочая программа по ФЭМП в средней группе для детей с ТНР

Рабочая программа по математике предназначена для организации работы в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит разделы в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа по ФЭМП для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасс...