Методическая разработка. Экологическое воспитание дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цель работы: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи:
· Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);
· Воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);
· Развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrobotka_ekologiya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Экологическое воспитание дошкольников.
Человек всегда был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Цель работы: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);
- Воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);
- Развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Поэтому важное внимание в своей работе я буду уделять экологическим занятиям. В работе с детьми будут использованы различные типы экологических занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные и игровые. На экологических занятиях дети будут ознакомлены с внешним видом животных и растений, будут распознавать, узнавать о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения, так же знакомится с сезонными изменениями, происходящими в природе (смена времен года)..
На занятиях, основной задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.
Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц.
На прогулках дети будут знакомиться с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Вместе с детьми организовывать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
При формировании экологических знаний у детей будет придаваться большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Опыты будут строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения будет обращаться внимание на то, чтобы были задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети ознакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.
Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяется прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей.
В зимний и осенний период года дети будут трудиться в уголке природы. Здесь они будут учиться ухаживать за комнатными растениями. Растения подобраны контрастные по строению стебля, форме, величине требующие разнообразных приемов ухаживания
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Большое значение нужно придавать работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
В результате этой методической разработки у детей повысится уровень экологической культуры , дети научатся осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; будут развиваться умственные способности детей, которые будут проявляться в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Также появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
При составлении перспективного плана по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники: программа развития и воспитания в детском саду "Детство" В. И. Логинова, Т. И. Ноткина, М. В. Крулехт и др.; программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" Н. А. Рыжова; "Юный эколог" С. Н. Николаева; "Мы" Н. Н. Кондратьева; "Программа экологического воспитания старших дошкольников" Л. Бобылева, О. Дупленко; "Семицветик" В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.; методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную эко...
Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольников"
Эта статья будет полезна воспитателям детских садов. В ней говорится о том, чем экологическое воспитание отличается от традиционного ознакомления детей с природой, раскрывается содержание и методы эко...
Методическая разработка Экологическое воспитание дошкольников – это так важно!
Николаева Светлана Валерьевна, воспитатель. Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольников – это так важно!"Экологическое воспитание - направление в дошкольной пед...
методическая разработка:Экологическое воспитание дошкольника. Образовательный квест "Осенние приключения загадочных букв "
Как весело, а главное с пользой организовать и провести образовательный квест на территории ДОУ при активном взаимодействии родителей....
Методическая разработка экологическое воспитание дошкольников
Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.Основными целями и задачами применения новых ...
Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольника"
Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. ...