Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольника"
методическая разработка

Абдуллаева Индира Надировна

Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnika.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольника»

На этапе дошкольного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Очень важно показать детям, что, по отношению к природе, они занимают позиции более сильной стороны, и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –создать условия для полноценного общения детей с живой природой.

Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого эстетическое удовольствие. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

О чем беседовать с ребенком:

#1053;ужно рассказать детям о взаимосвязи всех природных объектов. Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

#1057;ледует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пить некипяченую воду, мыть фрукты и овощи, мыть руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

#1053;еобходимо научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки). Так же стоит упомянуть о том, что растения дают убежище животным. Оберегая травы, кусты, деревья, мы помогаем зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

#1057;тоит рассказать ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

#1053;еобходимо напомнить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно разъяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

#1054;дним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений. Стоит затронуть тему сортировки вторсырья. В каждом дворе есть специальные контейнеры для сбора мукулатуры, пластика и стекла.

Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...