Природа и Я - большие друзья - занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сайфутдинова Эльвира Ринатовна

Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать; формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_ya_-_bolshie_druzya.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»

 

Конспект образовательной деятельности:

«Познавательное развитие»

 Тема: «Природа и я – большие друзья»

Возрастная группа: подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

Сайфутдинова Э.Р.

 2017г.

Организационная информация

Примечание

1.

ФИО, должность педагога

Сайфутдинова Эльвира Ринатовна, воспитатель

2.

Доминирующая образовательная область

«Познавательное развитие»

Методическая информация

1.

Тема непрерывной образовательной деятельности

Природа и я – большие друзья

2.

Методы и приемы реализации содержания НОД

Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, этюд «Божья коровка», дидактические игры, продуктивная деятельность,  использование  ИКТ.

3.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

4.

Вид детской деятельности

Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

5.

Возрастная группа:

Подготовительная группа

6.

Цель:

Формировать у детей элементарные экологические знания,

6.1

Задачи воспитания:

Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе; воспитывать любовь к художественной литературе, музыке ;прививать трудовые природоведческие навыки.

6.2

Задачи развития:

Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе; развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, творчество .

6.3

Задачи обучения:

Формировать представление  детей о правилах поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать; формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы.

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию из цветов; по-разному располагать изображение цветка на тарелочке; закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции в технике скрапбукинг ( книга из вырезок).

7.

Планируемые результаты:

7.1

Личностные

Дети проявляют любовь и бережное отношение к природе.

7.2

Интеллектуальные

У детей сформированы элементарные экологические представления, дети знают правила безопасного поведения в природе

7.3

Физические

У детей активируется мышечная система.

8.

Организация среды для проведения непрерывной образовательной деятельности

Макеты: деревья, дрова, костёр,

Предметы: рюкзак, предметы для дидактической игры «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, ватная палочка,  рогатка, топор.

«Мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков.

Для аппликации: клеёнка  на столы, картонные тарелочки «Полянка», салфетки бумажные жёлтого цвета, заготовки цветов разного цвета (для композиции), кисти клеевые (по 1 шт. на каждого ребёнка), клей ПВА, салфетки белые (по 1 на каждого ребёнка).

Наглядно – демонстрационный материал:

 Картинки «Лекарственные травы», картинки «Деревья»,    модели «Правила поведения в природе» в презентации, мультимедийная презентация «Голоса птиц», буклет «Красная книга Мордовии» с картинками животных, набор «Насекомые», медали «Юные защитники природы».

Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук магнитофон с записью «Звуки природы»

9

Подготовка к непрерывной образовательной деятельности в режимные моменты

Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.

Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)

Здравствуй, вольный ветерок ,(Касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)

Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки открываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости приехал гость из далекой пустыни. А кто это вам нужно угадать.

Загадка:

Дети отгадывают. Появляется игрушка.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Верблюд  приехал к нам не просто так. Он живет в очень жаркой стране, его повсюду окружает песок. Воды не хватает. Часто бывают песчаные бури.  И он очень хочет попасть в наш весенний лес. Увидеть ее красоту, ощутить ее свежий воздух. Как мы можем ему помочь?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

Дети предлагают вместе с верблюдом совершить прогулку в лес.

II.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в поход, скажите, а  что такое лес?

Ответы детей: Это много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу.

- Зачем люди ходят в лес?

(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды) .

- Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?

(чтобы не болеть, быть здоровыми).

- Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Проводится дидактическая игра «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.(Не берут рогатку и топор, спички, объясняют , почему)

Воспитатель: Ребята, а ещё у меня есть электронный помощник, называется «Навигатор», на котором  я проложила маршрут нашего похода. Он  поможет нам вернуться обратно. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают маршрут похода).

Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. Но лес нас не хочет пускать в свой дом, пока мы не вспомним правила поведения .

Воспитатель обращает внимание детей на монитор телевизора, где изображены модели. Дети называют правила и проходят на лесную полянку.(Нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя ловить насекомых, нельзя брать из леса диких животных, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разбрасывать мусор и др.)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора)  Вся поляна в мусоре! И костёр горит, кто-то не потушил его. Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята?

(Дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор, потушить костёр)

- Чем ребята мы потушим костёр (водой).

Он красив и ярко – красен.

Но он жгуч, горяч, опасен!

Ребята, к костру подходить близко нельзя!

Воспитатель имитирует  полив воды на костёр.

Почему нельзя оставлять костёр горящим?

(сгорит лес, животные).

- Мы всё сделали правильно? (да)

- Теперь нам нужно собрать мусор. А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).

- Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.

(Дети собирают мусор в пакет для мусора).

- Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем –

нибудь помочь?

А вот и первая наша остановка «Айболит».

(дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; ватная палочка, 1-2 ребёнка «лечат» палец) .

Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать?

(нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).

Воспитатель: Ребята, а если бы не было у нас в рюкзаке лекарств, чем бы мне смогли помочь? Ответы детей. Ребята, вспомните, кто такой Айболит. Дети отвечают.

-Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной полянке. А какие- мы сейчас узнаем.

1.Нам он- как хороший друг.

Лечит раны ног и рук.(Подорожник)

2.А какие растения используют для лечения простуды?

Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
Что это за растение?
Скажите поскорее! (Мать и мачеха)

3.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых,
Запах крепок и душист,
А ее зелёный лист
Нам идет на чай,
Что за травка, отвечай!
(Душица)

4.Какие растения служат для улучшения аппетита?

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …

Ответ: Одуванчик

5.Какое растение лечит больное сердце?

Этот цветок распускается в мае,

Белые бусинки он одевает  (Ландыш)

-А какие ещё вы знаете лекарственные растения? (ответы детей)

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека-природа!

А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь.

Физкультминутка «На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы(потягивания),

Небывалой красоты(руки в стороны).

К солнцу тянутся цветы(потягивания),

С ними потянись и ты.(руки вверх)

Ветер дует иногда(машут руками),

Только это не беда(изображая ветер)

Наклоняются цветочки, (наклоны)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают (встают)

И по-прежнему цветут.

 Во время физкультминутки звучит спокойная мелодия.

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали.

Воспитатель: А вы знаете, что растёт в лесу? (Деревья).

Остановка «Деревья».

- А мы сейчас проверим, как вы знаете деревья, которые растут в наших лесах.

Проводится игра  «Узнай деревья». (Дети называют деревья по картинкам)

Воспитатель читает стихотворение.

Бесценна леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Идём дальше ( по «Навигатору»).

Следующая остановка: «Животные заповедника»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие животные обитают у нас в лесу? Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. И учёные решили их занести в Красную книгу. Почему именно в Красную? Потому что красный цвет-цвет опасности! Вот так выглядит Красная книга Оренбургской области.

1.Посмотрите, ребята, какое животное самое крупное? (зубр)

2.Какое животное строит хатку? (бобр)

3.Кого называют великаном заповедных лесов?(лося)

4.У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, оленя)

5.Какая кошка бегает зимой по лесу по заповеднику? (рысь)

6.В лесу зимой много сугробов, а из некоторых  сугробов идёт пар. Почему? (медведь спит)

-Молодцы, ребята. Эту книгу я оставлю вам в подарок , а вы каждый раз, узнав о редких растениях  и животных, будете пополнять её картинками и подписями. Тогда каждый, и вы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

Следующая остановка «Птицы»

Воспитатель: Ребята, а кроме животных природа богата птицами. А хотите послушать пение птиц? Воспитатель вместе с детьми слушают и смотрят презентацию «Голоса птиц». Понравилось ли вам, ребята пение птиц? Какие звонкие и разнообразные голоса. Предлагаю отправиться дальше.

Следующая остановка на нашем маршруте (обращаясь к «Навигатору»): «Летают и ползают». 

Воспитатель обращает внимание детей на полянку с насекомыми: Ребята, а кто у нас здесь? (Насекомые) Назовите насекомых, которых вы знаете (дети называют) Всех ребята назвали?  Ой, это кто у меня сидит на руке? (Божья коровка).

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети вместе с воспитателем выполняют этюд «Божья коровка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите наша божья коровка села на полянку. Но здесь чего-то не хватает, чего же, ребята? (Цветов).Правильно, ведь все насекомые любят цветы. А давайте сделаем  цветочные полянки. Согласны?

Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком лежит тарелочка в виде полянки с божьими коровками, на подносе вырезанные цветы.

Воспитатель: Посмотрите на свои столы, вы видите клей, салфетки бумажные жёлтого  цвета, заготовки цветов (для композиции). Подумайте, какие цветы могут получиться из этого материала.

Воспитатель: Теперь приступайте к работе.

Самостоятельная творческая деятельность детей

Воспитатель:

- Какие разные, интересные получились цветы.

III.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, как хорошо в лесу,   а нам пора возвращаться в детский сад (дети и воспитатель собираются уходить с полянки).

Обращает внимание на «Навигатор», следуют обратно по маршруту.

Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось.  

Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес)

- Что делали в лесу? ( тушили костёр, собирали мусор,   разговаривали об опасных предметах, деревьях, животных, насекомых, делали цветочную полянку для божьей коровки, двигались по «Навигатору») . Все выполняли правила поведения в лесу? Какой вывод можно сделать? Дети отвечают.

Воспитатель подводит итог чтением четверостишия.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

Верблюд благодарит детей за интересный поход и прощается с детьми.

3 мин

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нашему гостю понравился поход?

А вам  понравилось сегодняшнее занятие?

Что вызвало трудности?

Что далось с легкостью?

Что узнали нового?

Что хотели бы узнать еще?

Дальнейшая проработка темы (развивающая среда)

1.

Обогатить наглядный материал

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник в рамках "Витаминной недели" - "Природа и я - большие друзья"

Представляю сценарий развлечения "Природа и я - большие друзья"....

НОД по экологии "Природа и я - большие друзья"

Задачи:1.  Формировать систему знаний о природоохранной деятельности человека.2.  Развивать осознанное отношение к природе.3.  Воспитывать активную созидательную позицию по отношению к ...

Конспект занятия для подготовительной группы "Мы - друзья природы"

Конспект занятия для подготовительной группы "Мы - друзья природы"...

Занятие в подготовительной группе Детского сада №12 г. Еманжелинска Воспитатель Сторожева Г.А Тема: Игра – драматизация «Мы друзья природы»

Занятие в подготовительной группе Детского сада №12 г. ЕманжелинскаВоспитатель Сторожева Г.АТема: Игра – драматизация «Мы друзья природы»...

Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»

Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,...

«Природа и я — большие друзья» к Всемирному Дню охраны природы.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься, поэтому так важно научиться цен...

Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»

Конспект занятия в подготовительной группе«Эколята – друзья и защитники природы» Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к приро...