Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
статья (младшая группа) на тему
Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью образования симбиоза семьи и детского сада, которое будет способствовать адаптации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptatsii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Юманова В.А.
Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Одной из ведущих проблем является проблема социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью образования симбиоза семьи и детского сада, которое будет способствовать адаптации личности ребенка.
Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез.
Психологию адаптации личности изучали А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов, А.С. Роньжина, И.В. Лапина, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО рассматривались Е.А. Долженко, О.И. Давыдовой, Л.В. Белкиной, Т.А. Бобровой, Н.В. Соколовской. К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р.В. Тонково-Ямпольская, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасова-Вукова и др.
Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду должна придерживаться следующих пунктов:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями.
3. В адаптационный период должна быть правильно организована игровая деятельность, которая должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».
Для организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе перед воспитателем ставятся задачи по созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей; по формированию у детей навыков здорового образа жизни; по закладыванию основ будущей личности.
Модель организации адаптационного периода может быть следующей.
Индивидуальный подход к ребенку: применение в воспитательной практике игрушек-забав, игрушек-сюрпризов; учет домашних привычек.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками: игры ребенка рядом со сверстниками; приучение к объединению в игре с другим ребенком; ситуации, общение; использование фольклора; элементы театрализованной деятельности.
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации:
- Родительские собрания.
- Анкетирование.
- Беседы.
- Выставки.
- Папки-передвижки.
- Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Воспитателю необходимо установить контакт с родителями еще до поступления ребенка в группу. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, потешки, прибаутки, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС. Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Таким образом, подводя итог, отметим, что начало посещения детского сада является очень напряжённым периодом в жизни ребёнка, который включает в себя не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально «врываются» изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Литература:
- Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е. А. Долженко. — Волгоград: Учитель, 2016. — 124 с.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова. — М., 2002. — 132 с.
- Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. — Волгоград: Учитель, 2015. — 127 с.
- Макшанцева, Л.В. Вестник МГУ: К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ / Л. В. Макшанцева // Психология. — 2003. — № 1. — с. 60–66.
- Силаева О. М. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 589-591.
- Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград. - Учитель, 2008. — 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью изобразительной деятельности
ИЗО для младших дошкольников...
Тематическое планирование занятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Тематическое планирование занятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. ...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе
ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...
- Мне нравится (3)