Использование ИКТ в развивающих занятиях с дошкольниками
статья по теме
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка — неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание? Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.
Всем известно, что большое место в жизни ребёнка занимает игра, а использование компьютеров в образовании стало уже обычным явлением. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями понимается использование компьютера, телевизора, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_razvivayushchih_zanyatiyah_s_doshkolnikami.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в развивающих занятиях с дошкольниками
Сабирова Эльвира Фаритовна, МБДОУ «Сабинский детский сад №2 «Эллуки» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Аннотация
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка — неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание? Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.
Всем известно, что большое место в жизни ребёнка занимает игра, а использование компьютеров в образовании стало уже обычным явлением. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями понимается использование компьютера, телевизора, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ в развивающих занятиях с дошкольниками.
Сабирова Эльвира Фаритовна, старший воспитатель МБДОУ «Сабинский детский сад №2 «Эллуки» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка — неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.
Всем известно, что большое место в жизни ребёнка занимает игра, а использование компьютеров в образовании стало уже обычным явлением. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями понимается использование компьютера, телевизора, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Где же ИКТ могут помочь воспитателю ДОО в его работе?
Игра в жизни дошкольника — это познавательная деятельность, которая представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его действительности. В чем же новизна? Изменяются подходы к организации образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы. Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Это требует оснащенности организации мультимедийным оборудованием и требует от педагога владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых методов обучения и нетрадиционных форм. Самым веским доводом в пользу применения компьютера на организованной образовательной деятельности вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметно-пространственной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Как же можно использовать ИКТ при организации организованной образовательной деятельности? Организованная образовательная деятельность состоит из 3-х частей:
- подготовительная (в ней идет погружение ребенка в сюжет деятельности, подготовка к компьютерной игре через беседы; привлекается опыт детей)
- основная часть ООД (включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером);
- заключительная часть (в ней подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых понятий, условий и правил работы с компьютером).
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей..
Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Что же такое ИКТ? Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Преимущества компьютера:
предъявляет информацию на экране компьютера в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; привлекает пассивных детей к активной деятельности; формирует интерес воспитателя к работе; активизирует мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. К ним принадлежат: упражнения, носящие творческий характер; задания; образовательные, ролевые, деловые игры; занятия-экскурсии; занятиязнакомство с творческими людьми и специалистами; использование видеоматериалов, наглядности и другое. Все материалы в виде презентаций готовятся с помощью программы PowerPoint и видеоролики в киностудии Windowslive. Презентации можно разделить на: Обучающие презентации, т.е. ознакомительные, вводные – используются на начальном этапе, когда необходимо «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, раскрыть богатство животного и растительного мира за счет ярких иллюстраций, завораживающей музыки. Презентации – тренинги. Эти презентации для дошкольников направлены на развитие у детей познавательной, часто математической активности, умение классифицировать геометрические фигуры, предметы окружающего мира. Они развивают воображение детей, зрительную память, логическое мышление, воспитывают интерес к математике и другим объектам, вызывают положительные эмоции. В них дети закрепляют полученные знания. Обобщающие презентации позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. В них содержится материал, в котором подводится итог определённой темы. На занятиях нами используются разнообразные методы и приемы с использованием ИКТ. Игровая мотивация с использованием сказочных персонажей, например, на занятиях по ФЭМП используем презентации, созданные по сказкам. Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. В своих презентациях по ФЭМП, мы используем разные задания: головоломки – закреплять представление о геометрических фигурах; загадки, задачи – шутки, при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений и т.д.
На занятиях по ФКЦМ, ЭКОЛОГИИ в этих презентациях дети знакомятся с окружающим миром, природными зонами; в презентации используются видео – фрагменты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами, например, рост одуванчика или как изготавливается птица счастья. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
На занятиях по ИЗО (рисованию, лепке) Презентации дают возможность рассмотреть сложный узор, изображение природных явлений, рисование деревьев, разных животных; учат детей рисовать, лепить поэтапно.
Иногда на занятиях по рисованию, используя в программе PowerPoint разные линии, а в программе Paint кисти, я предлагаю детям рисовать «вместе». Дети рисуют на своих листках, а я последовательно рисую в программах. Мы согласны с доктором педагогических наук Ростовцевым Н.Н, который выделяет ряд требований к использованию наглядных методов: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент. Этот наглядный метод, прием «вместе» проходит апробацию, так как он очень сложен тем, что необходимо тренировать руку, чтобы рисовать на компьютере в этих программах. Но, как говорит А. Дистерверг: «Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами». Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Преимущества игры:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
- несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
- помогают закрепить знания детей;
- их можно использовать как для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них, так и вне занятий.
Все эти игры объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов у дошкольников Мы используем игровые мультимедийные презентации для ознакомления детей с ОБЖ, где дети знакомятся с разными жизненными ситуациями. У детей формируется правильное понимание смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
Так, использование мультимедийных презентаций, в рамках непосредственной образовательной деятельности, и в игровых ситуациях: по математике, ознакомлении с окружающим миром – обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. Формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире; качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств; развиваются зрительное внимание и зрительная память. Кроме того, в процессе замысла, создания новых игр с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы. Чтобы владеть основами работы на компьютере; иметь навыки работы с мультимедийными программами; владеть основами работы в Интернет – мы организовали для своих воспитателей курсы по теме «Информационная компетентность педагога в ДОУ». Создавая презентации, наши педагоги не пользуются копированием других, чужих презентаций, а создают свои. Следует помнить, что при использовании компьютера детьми дошкольного возраста встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Обучение с использованием компьютеров должно соответствовать возрастным возможностям детей. Так, для детей 5-6 лет время работы за компьютером составляет 10-15 минут не более 2 раз в неделю. Во время работы с компьютером должна проводиться профилактическая гимнастика для глаз. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.
«Не отступай перед трудностями. Смотри им прямо в лицо. Смотри, пока не одолеешь их». Чарльз Диккенс
Список источников информации
1. Комарова, Т.С., Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. / Т.С. Комарова. – «Мозайка – Синтез», 2011.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
3. Ростовцев, Н.Н.. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Н.Н. Ростовцев. М., 2000.
4. Селевко, Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К.Селевко. – М. : Народное образование, – 1998.
5. Овинникова О. В. Использование ИКТ в работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1506-1507.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия с дошкольниками
Развивающие занятия с дошкольниками по авторской программе «Обучение с развлечением» в период подготовки детей к школе. Тема занятия: «Развивай-ка».Цель занятия: Развитие познавательных способностей у...
Подсказки для родителей "Развивающие занятия с дошкольниками - Веселый счет".
Уважаемые родители! С помощью данной "подсказки" вы в веселой и непринужденной форме можете развивать математические способности, смекалку своего ребенка, да и просто интересно провести вместе время....
Конспект развивающего занятия для дошкольников "Морское путешествие"
Интересное развивающее занятие педагога-психолога с детьми 4-6 лет...
Цикл коррекционно-развивающих занятий для дошкольников "Вундеркинд"
Занятия направлены на работу с вниманием, памятью, воображением, сенсорным восприятием, зрительно-моторной координацией, речью, мышлением. Цикл состоит из 21 занятия....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для дошкольников подготовительной к школе группы с ЗПР по ФЭМП
Конспект коррекционно-развивающего занятия для дошкольников подготовительной к школе группы с задержкой психического развития по формированию элементарных математических представлений "Занимательное п...
Использование физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматривается роль физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Использование лабиринтов на развивающих занятиях
На индивидуальных занятиях по развитию высших психических функций с дошкольниками с ЗПР и ТНР часто использую игры-лабиринты. Опыт моей работы показывает, что с помощью несложных игро...