Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО
статья (старшая группа) на тему
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_detstvo.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ДОУ детский сад №15
Доклад
По теме: Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО
Выполнила:
Воспитатель МК ДОУ д/с №15
Лахина Марина Александровна
Острогожск 2017
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» .
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В группе есть кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей ;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации;
- иконы.
Стараюсь интегрировать духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую : проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
- дидактическую: «Православные праздники»
- конструктивную: «Выложи из палочек», «Моделирование храма» Использую игры-забавы, народные и хороводные игры.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
В группе оформлен ы православный и патриотический уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Святые места России», «Православные святые»).
Для родителей оформлен православный уголок, включающий информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские Святки», «Масленица», «Пасха», « Троица»)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых ( Петр Полянский) и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
-участие в конкурсах («Муромские Святые Петр и Феврония», «Красота Божьего Мира»);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию начинаю с воспитания любви к матери посредством:
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Айога» нанайская сказка.
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам(«День Матери» в ноябре).
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в сооветствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове- которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Тихона Задонского.
Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, рассказываю о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями восстанавливается. Это радует. Дети вместе с родителями посещают воскресную школу.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОСКлючевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспита...
Духовно- нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание -это целленаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формированиегармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, пос...
Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС...
перспективный план по теме: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Перспективный план...
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ....
«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...