Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
консультация (подготовительная группа) на тему
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно- нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» - И.А. Галицкая И.А. и И.В. Метлик сделали попытку уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия. Мы придерживаемся точки зрения этих ученых и считаем, что в системе дошкольного образования также можно использовать данное определение.
«Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально- культурной группы, социализации в современном обществе». Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.
Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться по двум модулям:
1. Добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.;
2. Добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной направленности: религиозной – Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной – Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.
Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: · формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации;
понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
уважение к представителям других национальностей;
формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России.
Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. В мини-музеях зачастую собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 начала 20 века. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами. Во многих детских садах совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты, такие как: «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края», «Народные промыслы» и многие другие.
Методическое пособие «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» (автор Ривина Е.К.) помогает педагогам провести работу с родителями и воспитанниками по составлению своей родословной. Во многих детских садах проводятся народные праздники и развлечения. Наиболее часто в детских садах проводятся такие народные праздники, как Масленица, Осенины.
Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие должно включать в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников:
образное воплощение праздничной идеи;
доступное для понимания детей содержание;
динамичное развитие действия.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения и навыки. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируются такие качества как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам и многое другое. В игре у ребенка развивается воля, выдержка, умение уступать и т.д.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-nravstv._vospitanie.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Боровикова М.Н., воспитатель |
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно- нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» - И.А. Галицкая И.А. и И.В. Метлик сделали попытку уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия. Мы придерживаемся точки зрения этих ученых и считаем, что в системе дошкольного образования также можно использовать данное определение.
«Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально- культурной группы, социализации в современном обществе». Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.
Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться по двум модулям:
1. Добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.;
2. Добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной направленности: религиозной – Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной – Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.
Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: · формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации;
- понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России.
Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. В мини-музеях зачастую собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 начала 20 века. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами. Во многих детских садах совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты, такие как: «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края», «Народные промыслы» и многие другие.
Методическое пособие «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» (автор Ривина Е.К.) помогает педагогам провести работу с родителями и воспитанниками по составлению своей родословной. Во многих детских садах проводятся народные праздники и развлечения. Наиболее часто в детских садах проводятся такие народные праздники, как Масленица, Осенины.
Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие должно включать в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников:
- образное воплощение праздничной идеи;
- доступное для понимания детей содержание;
- динамичное развитие действия.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения и навыки. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируются такие качества как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам и многое другое. В игре у ребенка развивается воля, выдержка, умение уступать и т.д.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
Духовно- нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание -это целленаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формированиегармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, пос...
Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС...
перспективный план по теме: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Перспективный план...
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ....
«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...