Семинар-практикум по игровой деятельности
методическая разработка на тему

Анна Александровна Чупикова

 

 

В.А. Сухомлинский  сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_igre.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Семинар-практикум  «Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

Цель: Повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.

Ход  проведения.

 Сегодняшний семинар  мне хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста.

Методисты делятся на две команды и представляют свои команды исходя из темы семинара (т.е. название, девиз).

1.Начнём семинар  с игры «Знатоки методики». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

1.В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

 а) с игрушками и предметами;

 б) настолько-печатные;

 в) словесные.

2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия

 3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)

4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней (присутствует счет и измерение).

5. Одно из важнейших условий развития полноценной игры  - (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)

6. Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)

7.Явление жизни, которое отображается в игре.(тема)

8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).

 2.Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:

- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;

 - вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)

 Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

3.Классификация игрушек.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования.

В своей классификации Е.А. Аркин внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1)     звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2)    двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3)    образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для  педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.

В психологии  классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Автор рассматривает игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития.

Разделите предложенные варианты на классификацию Флериной и Мухиной.

классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

-     игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

-   техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

-    настольные игры  способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

-   веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

-  музыкальные игрушки -  поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией -   служат средством развития музыкального слуха;

-   театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

-    игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

-  игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

4. «Древо мудрости». При организации и проведению игровой деятельности большинство педагогов сталкиваются с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в следующем упражнении.

Вы подготовите вопросы, от лица начинающего воспитателя по руководству и организации сюжетно-ролевых игр и прикрепите их к «Древу мудрости». Затем каждый педагог подходит  к дереву, «срывает» листочек и отвечает на вопрос.

5. «Педагог-новатор». Не секрет, что игровая деятельность дошколят бедна. Зачастую сюжеты старших дошкольников не отличаются от сюжетов младших дошкольников.  Мы предлагаем вам представить рекламу новой сюжетно-ролевой игры,  которую бы сразу захотели организовать воспитатели.

6. В современной литературе авторы выделяют четыре наиболее типичных ошибки в руководстве сюжетно-ролевыми играми.  Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик с запланированными ошибками «Руководство игровой деятельностью». Найдите ошибки.

Ролик № 1.Педагог навязывает детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».

Ролик № 2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой - то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.

Ролик № 3.Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой - когда для поддержания порядка в группе,  либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

Ролик № 4. Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.

7. К творческим играм относится и игра-драматизация. Ей присуще замысел, сочетание реальных и ролевых действий. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с  играми, имеющими готовые правила. Проведите игру-драматизацию по мотивам сказки «курочка Ряба» так, чтобы действие в нем происходило:

-в первобытном обществе;

-в капиталистическом обществе.

8. Предметы-заместители  играют важную роль в развитии воображения и творческого развития сюжета. Придумать два-три способа нового применения никому не нужного предмета для игровой деятельности.

первая команда – старое кашпо;

вторая команда – старую пластинку от проигрывателя.

9.Составить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности.

10. Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Вручение сертификатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Доклад на семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии. Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольни­ков — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно де­лать для этого, какие меры принять?...

План городского семинара – практикума Тема: «Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах деятельности»

Ознакомление с практическим материалом по применению игрового пособия «Парашют» специалистами ДОУ  в разных  образовательных областях....

Семинар - практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков »

Семинар-практикум для педагогов:"Как сделать скучное интересным?Игровые приёмы автоматизации  звуков"...

Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

laquo;Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»...

Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"

Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность....

Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»

Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в метод...