Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
статья на тему

Любина Ирина Петровна

Актуальность формирования доброжелательных отношений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrozhelatelnoe_otnoshenie.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников.

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Дружелюбие это:

- Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.

- Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.

- Это готовность доверять окружающим.

- Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.

- Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

К сожалению,   рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.                                                                                           Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе.                                                                                                                                                       Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги  учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и  настроением. Именно  уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и  разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании  умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.

С  возрастом взаимодействия сверстников становятся   разнообразными и содержательными.  Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать   примеру  сверстников. Повод для  конфликта уже есть: ребёнок долго  одевался, в результате  все машины   разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный  момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно  выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно  рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые  дети  быстро привыкают к этому и используют его в ущерб  другим.

Длительное совместное пребывание детей в группе  порождает необходимость  считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.

Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей  отрицательное  отношение к конфликтным формам поведения. Однако в  реальной  жизни поступки  детей в  основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых  правил  поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами,  недовольством тем, как действует сверстник. Дело в  том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он  не станет  согласовывать с  ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует  замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив  эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального  состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности  и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...

Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников

Консультация для воспитатлей с примерами работы...

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников

• Формировать    у    детей    понятия    дружбы    между    людьми    разных...