Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
элективный курс (подготовительная группа) по теме
• Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных нацио
нальностей.
• Решить следующие задачи:
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю
щих нашу планету;
воспитывать чувство общности;
•развивать потребность в общении со сверстниками;
• воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
•развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;
• обогащать словарь, закрепляя новые слова;
•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
•вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;
•дать представление о некоторых детских играх иных народов;
•закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, глобус, карта, народ,
страна, дружба и пр.
общения;
— совершенствовать артикуляционный аппарат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc2_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №77 «Теремок»
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
Воспитатель:
Минниханова Г.М.
г. Набережные Челны
2013 год
ФОРМИРОВАНИЕ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ
(НОД в подготовительной к школе группе)
Програмное содержание
• Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных нацио
нальностей.
• Решить следующие задачи:
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю
щих нашу планету;
воспитывать чувство общности;
•развивать потребность в общении со сверстниками;
• воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
•развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;
• обогащать словарь, закрепляя новые слова;
•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
•вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;
•дать представление о некоторых детских играх иных народов;
•закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, глобус, карта, народ,
страна, дружба и пр.
общения;
— совершенствовать артикуляционный аппарат.
Материал: магнитофон, аудиокассета «Большой хоровод», системный блок мультимедиа, видеомагнитофон, видеокассета, мольберты с размещенными на них предметами атрибутики различных стран; атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка — волшебная палочка; глобус, карта мира для детей, куклы разных рас, картонные «куклы мира».
Предварительная работа:
— изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей
общения, коммуникабельности;
— чтение сказки «Цветик-семицветик»;
— решение головоломок.
Ход НОД,
Вступительная часть
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, ел. М.Танича) воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнем наше путешествие...
—Посмотрите на карту — сколько разных народов живет на нашей планете!
—Давайте мыс вами отправимся в путешествие по земному шару
на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
— Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет
маленькое превращение.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
— Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. А
значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
— мПравильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова — скороговорку: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
— Давайте скажем все вместе громко...
— А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Включается мультиэкран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране высвечивается двигающаяся заставка, а затем появляются иллюстрации с изображением японской девочки.)
— Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?
(Япония.)
— Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы (показ слайдов: Фудзияма) и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы (показ слайдов: буддийский храм). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
— Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
—Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
— А как бы нам подружиться с этой девочкой?
— Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
— В Японии очень любят различные головоломки, среди них (вое питатель демонстрирует):
• оригами — искусство складывания бумаги
• и танграм — выкладывание геометрических фигур; есть и другоеназвание этой игры: Колумбово яйцо.
Мы попробуем с вами поиграть в такую игру.
«ТАНГРАМ»
Каждому из вас предлагается набор геометрических фигур. Вы должны, используя все эти фигурки, сложить одну, а что у вас получится, мы попробуем потом отгадать. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле 1-го мольберта, а затем
рассматривают, что получилось.
— Ребята, вам понравилась эта игра?
— Давайте помашем рукой девочке. (На экране появляется за
ставка.) На память о нашей встрече нам осталась кукла и картина с
изображением японки (открывается мольберт, занавешенный легкой
материей). Да еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете
поиграть в свободную минутку.
Мультиэкран: Дети негроидной расы.
— Теперь нам пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток
и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют
волшебные слова.)
— Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он
показывает нам детей с черным цветом кожи.
— Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? (Африка.)
— Почему у людей в Африке такая темная кожа? (Жарко.)
—Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей какая?
(Легкая.)
—А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки.
— Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов.
Некоторые племена в Африке здороваются носами,
вот так. (Воспитатель показывает.)
— Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом по-африкански.
— Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
(Танцевать.)
— Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться?
(Потанцевать вместе с ними.)
— Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма, когда в
гости к русским детям приехали дети с разных концов Земли, и потанцуем вместе
с ними.
Показ отрывка из мультфильма «Катерок». Танец «Чунга-Чанга».
—Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас остались картинка и кукла и некоторые вещи. (Открывается новый мольберт.)
Мультиэкран: Эскимосы (монголоидная раса).
—Сколько у нас осталось еще лепестков?
—Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова.
—Посмотрите на экран! Как вы думаете, почему этот человек так
тепло одет?
—Как называется народ, живущий на Севере?
—А почему у северных народов такой узкий разрез глаз?
—Где живут эскимосы? (На севере, там где холодно.)
—Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жи-
лище называется иглу.
—Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят
из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые
шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять тол
стым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы любят охо
титься и ловить рыбу.
—А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.)
—Вы хотите сними подружиться? Тогда давайте поиграем в люби
мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ». Проводится под музыку «Песенка о медведях».
Ход игры
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословицах:
— «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось». «Сам — погибай, а товарища
— выручай!»
— Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не
похожих на нас. И память о них осталась на нашем магнитном альбоме
(мольберте).
— У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться до
мой...
Давайте-ка скажем волшебные слова...
Мультиэкран: Дети европеоидной расы.
— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть,
танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
— А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой раз
рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание
к другому...)
Закрепление
— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли:
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет
зависеть мири счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с
детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые,
внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
— А сейчас пусть каждый из вас возьмет по одному маленькому . п нарисованному человечку и соединит их руки вокруг земного шара в знак
большой дружбы детей всей Земли. Звучит музыка. (Дети выполняют работу на полу.)
— Как красиво у вас получилось.
А теперь... давайте возьмем кукол наших друзей... И устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хаита «Большой хоровод».
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии и дарит на память сувениры.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.– 384 с.
- Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2011. – 688 с.: ил.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС,2010. - 160 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников
Консультация для воспитатлей с примерами работы...
Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников
Презентация методов работы...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...