Безопасность жизни детей в семье.
статья (средняя группа) на тему

Тумко Валентина Анатольевна

Статья  раскрывает тему жестокого обращения с детьми в семье и рассчитана на использование  воспитателем в работе с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bezopasnost_zhizni_detey_v_seme.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему"   Л. Н. Толстой.                                                                          

                                      «Безопасность жизни детей в семье.»                                                                                            

Каждый ребенок по своему социальному предназначению является продолжателем человеческого рода. Существуя в социуме ,ребенок учится , приобретает опыт, развивается. Свой самый первый  жизненный опыт и свои способности ребенок в первую очередь приобретает в той семье , в которой родился и провел первые свои 3-4- года жизни. Поэтому, так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье , а затем и в детском саду, школе. При возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их, сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы, увлечения, радости, которые сами приведут к ослаблению и исчезновению недостатков. И. Кант писал: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется.»

В современном обществе в силу разных причин просматривается одна из важнейших проблем, которой является жестокое обращение с детьми в семье. Такими причинами являются экономическая нестабильность общества, усиление влияния псевдо-культур ,неблагоприятные семей-бытовые отношения, разводы. Говоря о жестоком обращении с детьми в семье , можно выделить его основные формы, как то:

1.Эмоциональное (психологическое)насилие.

2.Физическое насилие.

3.Сексуальное насилие.

4.Пренебрежение(заброшенность, беспризорность).

5.Пропаганда насилия с экрана.

Эмоциональное (психологическое)насилие-это хронические формы поведения, при которых ребенка унижают, оскорбляют. высмеивают. тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы.

Физическое насилие-это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребенку в возрасте до 18 лет родителем или опекуном, а также не предотвращение возможности причинения телесных повреждений.

Сексуальное насилие-это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение-необеспечение элементарных нужд ребенка: еда, одежда, образование, забота о здоровье.

Пропаганда насилия с экрана относится к психологическому насилию-просмотр фильмов , содержащих сцены насилия в присутствии детей.

Статистика показывает , что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8% из 10% считают их эффективными.65% взрослых хотели бы воспитывать своих детей иначе , но затруднены в методах и формах. Все это обязывает педагогов работать с проблемой предотвращения насилия в семье более глубоко и системно.

Задача воспитателей-  не только вовремя выявлять семьи, в которых присутствуют элементы жестокого воспитания, но и  планомерно проводить профилактику в работе с родителями.

Важно понять , когда родители используют жестокое обращение со своими детьми:

-когда сердиты на ребенка,

-когда сердиты по другим причинам,

-кода ребенок поступает не так, как надо,

-сами подвергались насилию в детстве и просто не знают других методов воспитания.

Воспитателю необходимо как можно скорее выявить семьи , принадлежащие к группе риска. К ним относятся семьи:

-переехавшие семьи,

-семьи с психическими заболеваниями одного из членов семьи,

-семьи с часто отсутствующими одного из членов семьи,

-молодые матери (от16 лет и младше),

-антисоциальные семьи. в которых употребляю алкоголь и наркотики,

-бездомные,

-с низким образовательным уровнем,

-есть дети , перенесшие психическую  травму, с проблемным поведением,

-со сложным психическим климатом.

Очень часто родители наказывая детей физически , добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно , когда дети одни ,они поступают так , как хочется, а не так ,как от них требуют. Многие родители не подозревают о последствиях  жестокого обращения с детьми. Влияние жестокого обращения на ребенка любого возраста велико. Физическое насилие может привести к синякам, переломам, ожогам, повреждениям внутренних органов и т.д. Это нарушает нормальную жизнедеятельность организма. При эмоциональном насилии ребенок постоянно испытывает нехватку любви и душевного тепла, слышит угрозы, насмешки, крик. Это приводит к неуверенности и заниженной самооценке. Дети , которыми пренебрегают, могут быть излишне замкнутыми или необычайно агрессивными, многие страдают хроническими болезнями, плохо учатся в школе. Дети , подвергнувшиеся насилию хотя бы один раз, могут чувствовать себя ненужными и несчастными всю жизнь. Это может привести к наркомании, алкоголизму и, как следствие- к преступлению. Поэтому помощь педагога родителям в данном вопросе с каждым годом становится все более актуальной. Для профилактики жестокого обращения с детьми в семье, сохранения психического и эмоционального здоровья детей воспитатель должен планировать свою профессиональную деятельность с учетом нынешних требований в этом вопросе. А именно:

-вносить в планирование воспитательной работы консультации для родителей, систематически использовать их в своей работе,

-проводить круглые столы обсуждения вопросов, касающихся неблагополучных семей,

-посещать семьи воспитанников, требующих особого контроля,

-строить воспитательную работу совместно с психологом ДОУ,

-быть всегда внимательным при приеме детей в детский сад, выяснять причины возникновения ссадин  или синяков на теле ребенка у его родителей,

-информировать руководство  о фактах жестокого обращения с детьми в семье.

Рекомендуемые темы для проведения консультаций с родителями:

" Свод правил, которые помогут вам защитить своего ребенка", "Боремся с агрессией", "Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?", "Жестокость - оружие слабых", "Воспитываем счастливых детей".

Литература:

1. «Анна Каренина» (1875) Л. Н. Толстого (1828-1910).

2.Психология и педагогика - Учебное пособие (Столяренко А.М.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знание правил дорожного движения - основа безопасности жизни детей

Советы и рекомендации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения....

Конспект занятия по основам безопасности жизни детей дошкольного возраста. «Инфекционные болезни»

Цель: сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказать об их возбудителях: микробах вирусах, бациллах. Побеседовать о мерах борьбы с  возбудителями инфекционных заболеван...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с...

ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...