ПРОЕКТ "Огород на подоконнике"
проект (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ужурский детский сад № 2»
Проект для подготовительной группы детского сада «Огород на подоконнике»
Руководитель проекта:
Воспитатель: Мигунова Ю. В.
Актуальность:
В современном мире все больший интерес детей, в том числе и
дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут
или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.. Ребенок-дошкольник -
маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: март, апрель 2017 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Воспитывать положительное отношение к труду. Формировать у детей интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. 3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок, петрушка, укроп и т. д.).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.
4. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Работа с родителями:
1. Беседа о проекте «Огород на подоконнике».
2. Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала для огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат:
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.
2.У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива)
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап:
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Цель: Просвещать родителей по данной теме.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
Основной этап:
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания.
- Беседа «Дикорастущие и культурные растения».
Цель: Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).
- Практическая деятельность: посадка семян в землю.
Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
- Опыт-наблюдение за ростом растений.
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерен.
- Труд в уголке природы.
Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
- Опыт-наблюдение, сравнение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Экспериментирование: высадка лука в вату, в камни, в опилки, в воду.
Опыты: создание условий для роста лука
- тепло, воду, свет.
- тепло, воду, темноту.
- холод, воду, свет.
Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
- Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие»
Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
- Наблюдение «Растут ли наши растения?».
Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
- Итоговая беседа «Огород на подоконнике переноситься на участок детского сада».
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада.
- Оформление выставки «Чудо своими руками»
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение
художественной литературы.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и
разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- У детей сформируется уважительное отношение к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Исследовательский этап:
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта :
беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций
и чтение художественной литературы.
Заключительный этап:
Подведение итогов, оформление выставки детских рисунков «Чудо своими руками».
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской
деятельности детей. Пополнение дидактической базы
Приложение 1
Беседа «Культурные и дикорастущие растения»
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания.
Ход беседы
«Мир цветов» очень яркий, красочный, необыкновенно красивый. Цветы радуют глаз, есть растения с неповторимыми ароматами. Скажите, какие цветы вы знаете? У каких цветов есть запах?
Как вы думаете, для чего людям нужны растения? Они играют огромную роль в жизни человека: красота цветов радует, успокаивает нас, дарит хорошее настроение; многие растения кормят и лечат людей.
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным цветком – тюльпаном. Послушайте рассказ о нём.
Долгое время существовало поверье о том, что бутон жёлтого тюльпана содержит в себе сильнейшую энергию, и тот, кто сможет открыть его – станет счастливым. Однако, не было такого человека, который бы оказался способным открыть этот нежнейший бутон, державшийся на тонкой зелёной ножке и обдуваемый ветрами горного склона.
Но однажды на этот склон пришла погулять мать с маленьким сыном. Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, желая разглядеть диковинное и прекрасное растение поближе. Когда мальчик подошёл к тюльпану, его лицо озарила улыбка, а по склону разнеслось эхо, повторяющее звонкий детский смех. Тюльпан раскрылся навстречу искренней улыбке, детский смех сделал то, чего не могла сделать никакая земная сила.
С того времени принято дарить тюльпаны всем, кто счастлив. На праздник или просто так, подаренные цветы дарят хорошее настроение, а тем более такие красивые и такие разные, как тюльпаны.
Родиной тюльпанов считается Греция, но более ранние сведения о тюльпанах найдены в книгах Персии (сейчас это Иран). Здесь цветок называли «тюрбан» (он по внешнему виду напоминал головной убор местных жителей).
Тюльпаны возвещают нам о приходе долгожданной весны. Садоводы любят тюльпаны за многообразие и буйство желто – красных красок.
Но человек выращивает растения не только для красоты и радости. Многие из них используются в лекарственных целях, в косметике для приготовления различных кремов, шампуней, духов.
А сейчас отгадайте загадки:
- Сидит дед, во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) - Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Эх, рассыпчата, вкусна!» (картошка) - Телятки гладки, привязаны к грядке,
Лежат рядками, зелены сами.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (огурцы) - В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
С давних пор люди выращивают овощи для использования в пищу. А вы, ребята, какие овощи любите больше всего? Что бы вырастить овощи, нужно приложить много усилий. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы вырастить богатый урожай? После посадки семян в почву, за ними нужен особый уход (полив, рыхление почвы, подкормка, опрыскивание листьев). Овощи – это культурные растения, без внимания и ухода человека не могут вырасти ни огурцы, ни помидоры, ни картофель, ни капуста с луком.
Я вам предлагаю посадить свой огород на окне и вырастить рассаду овощей и цветов, каждый из вас приложит свои усилия. А чтобы лучше понять, от чего зависит рост и развитие наших культурных растений, мы будем вести дневник наблюдений.
Приложение 2
Консультация для родителей.
«Огород на окне».
В наше время самое интересное чудо для детей в холодное время года - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
Приложение 3
Пальчиковые игры
«Приглашаем в огород»
Приглашаем народ:
Сделать руками жест «к себе».
– Заходите в огород!
Развести руки в стороны перед собой.
Проходите между гряд -
Указательные и средние пальцы обеих рук,
как ножки, «шагают» по столу.
Там огурчики лежат,
Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.
Помидоры висят,
Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.
Прямо в рот хотят.
Рядом зреет репка
Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.
Ни густа, ни редка.
Наберем мы овощей
Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.
Для себя и для друзей.
МОРКОВКА
Красный нос в землю врос,
Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.
А над ним зеленый хвост.
Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.
Нам зеленый хвост не нужен,
Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».
Нужен только красный нос.
КАПУСТА
Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.
Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).
Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.
Если я – капуста!
Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.
Летом жарко, летом душно -
Обмахивать себя руками, как веером.
Просит дождика капуста
Пальчиковая игра «Дождик» (см. рис. 1).
Капуста
КАРТОШКА
И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)
На грядке куст.
Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»),
Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.
ПИРОЖКИ
Испекли всем пирожки:
Хлопать одной ладонью по другой – «печь» пирожки.
Мышонку (большой, средний и безымянный пальцы вытяните вперед и соедините: получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцам – это «ушки» (рис. 26) -
С картошкой,
Сжать кулаки.
Зайчонку (пальчиковая игра «Зайчик» (см. рис. 14)
С морковкой,
Котенку (средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, – это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки (рис. 27) -
С капустой (пальчиковая игра «Капуста» (см. рис 25) -
Ешьте! Будет вкусно!
Приложение 4
Загадки про огород
Ветер спит, и тучек нет.
А на лилии, и розы,
И смородины кусты
Брызг весёлые стрекозы
Налетают с высоты.
Льётся дождичек с утра,
Но не с неба - из ведра.
У ведра курносый нос
Тонкой сеточкой зарос.
Наш Арсюшка смотрит зорко:
Что за чудное ведёрко? (Лейка)
Не лошадку, не осла
Нам соседка принесла.
Тётей Клавою подарен
Нам вчера потешный парень.
Рыжий, в драном сюртуке
Пляшет он на ветерке
И грозит воронам
Кулаком зелёным. (Пугало)
Весёлые ребятки
При клоунских усах
Приехали на грядки
В зелёных сюртучках.
Откроешь их одёжку –
Быстрее, кто вперёд! –
Покатятся в ладошку,
А из ладошки - в рот. (Горох)
На местечке невысоком
Вырос овощ-светофор,
И светил ЗЕЛЁНЫМ боком
Он до некоторых пор.
Наступил июль - и ярко
Вспыхнул ЖЁЛТЫМ цветом бок:
В ожидании подарка
Не спеши, мол, стой, дружок.
Тает в небе нитью тонкой
Августа вечерний жар,
И горит, горит под плёнкой
КРАСНЫМ цветом урожай. (Помидор)
Жизнь укрылась в прохладу расщелин.
Жгут лучи сквозь прозрачный покров.
Дирижаблей пупырчатых зелень
Заблудилась в узорах усов.
Дирижабли устанут в пареньи.
"До свиданья!" - им крикнет июль,
И найдут они отдохновенье
В холодке котелков и кастрюль. (Огурцы)
Песчинка малая! В очках
И то поймёшь не скоро,
Что это не случайный прах,
А целая контора!
Как уместиться здесь могли,
В пылинке захудалой,
Проект, энергия земли,
Машины, матерьялы?
Но бросил в почву этот прах,
Полил водой из лейки –
И вот сквозь тяжесть, тьму и страх
Ползёт листочек клейкий.
Пройдут неделя или две,
Уж как судьба отпустит,
И выстроит себя в траве
Весёлый крепкий кустик. (Семена)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....