В группе демонстративный ребенок: как с ним взаимодействовать?
консультация на тему
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?
Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя. Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gruppe_demonstrativnyy_rebenok.docx | 172.87 КБ |
Предварительный просмотр:
В группе демонстративный ребенок:
как с ним взаимодействовать?
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?
Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя. Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.
Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, - и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.
В первую очередь, с такими детьми необходимо построить правильные взаимоотношения. В сложившейся ситуации ругань и наказания будут неэффективными. Наилучшим вариантом будет обеспечение демонстративному ребенку всех возможностей для самореализации.
Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.
«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).
Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.
В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты - распределять и регулировать внимание к ребенку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное - отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. В противном случае - любые замечания необходимо свести к минимуму.
Для занятий с демонстративными детьми использовать такие группы, в которых точно регламентирован весь порядок действий. В результате, отклонений от установленных норм поведения можно избежать за счет совместной деятельности со сверстниками, определяемой конкретными обязанностями и требованиями. Появляется возможность в мягкой форме преодолевать конфликтные ситуации, наладить нормальное общение с другими детьми. Основные отрицательные черты демонстративного ребенка постепенно сглаживаются, а контакты со сверстниками становятся более адекватными.
Очень часто демонстративные дети проявляют свое отрицательное поведение во время НОД. Для уменьшения негативного воздействия педагогам и воспитателям рекомендуется вообще не обращать внимания на любые реплики, мелкие проступки, глупые шутки и другие аналогичные действия. Таким образом, ребенок перестает получать подкрепление в виде повышенного внимания, даже, если это выговоры и нотации. В тех случаях, когда без мер воздействия невозможно обойтись, необходимо проявлять минимальные эмоции при назначении наказания. В случае спокойной и безразличной реакции педагога интерес окружающих к нарушителю значительно снижается. Сам ребенок, убедившись в бесполезности прилагаемых усилий, постепенно уменьшает свою отрицательную активность.
В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми. Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.
Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры.
Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например:
- «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев);
- «Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик);
- «Осенняя сказка» (А. Каралийчев);
- «Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.
Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей младшей группы " Демонстративный ребенок"
Демонстративность- это очень часто встречающаяся личностная особенность, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повыш...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ, ПОСЕЩАЮЩИМ ГРУППУ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» (РЕБЕНКОМ С ДИАГНОЗОМ: «ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»)
В детском саду № 179 в этом году открыта группа «Особый ребенок». В этой группе воспитываются и обучаются дети с нарушением интеллекта. Основная задача групп для детей с нарушением интелле...
Консультация для воспитателей " Демонстративный ребенок в группе. Как взаимодействовать?"
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство.Что...
Взаимодействие с демонстративным ребенком в группе детского сада
В статье описываются психологические особенности демонстративных детей. Указан алгоритм взаимодействия педагога с демонстративным ребенком в группе дошкольного образовательного учреждения....
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать. Консультация
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счёт других, любыми способами демонстрируют св...
Рекомендации для педагогов "Демонстративный ребенок в группе"
Рекомендации для педагогов, если в группе есть дети с демонстративным типом поведения...
Консультация для педагогов "Демонстративный ребенок"
Причины демонстративного поведения детей, рекоменндации для педагогов...