Консультация для педагогов "Демонстративный ребенок"
консультация

Причины демонстративного поведения детей, рекоменндации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dr_portal.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Демонстративный ребенок

Автор-разработчик:

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №4»

 А.И.Тырина

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство.

Что служит причиной подобного поведения?

Чего добиваются такие дети?

Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения — желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.
Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий — положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную
гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Как проявляется демонстративность

Демонстративные дети любыми способами стараются привлечь к себе внимание.
Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Примеры: Аня А. (6 лет) часто с грустным видом присаживается у окна или на скамейку во время прогулки. Воспитатель, остальные дети подходят к девочке, интересуются, почему она грустит. В ответ Аня молчит и только печально вздыхает. Тогда дети начинают придумывать, как ее развеселить. Через полчаса у Ани поднимается настроение, и она включается в игры.
Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.
Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!».
Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе. Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.
Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.
Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью — традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности: «Я круче всех — у меня есть телефон».
Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника — с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит — наоборот, начинает возражать.
Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.
Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.
Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, — и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими — главный мотив всех действий и поступков такого ребенка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Психологический портрет демонстративного ребенка:

  • Кривляется
  • Сознательное нарушает правила поведения
  • Демонстративно «идеально» себя ведет
  • Транслирует наигранную застенчивость
  • Преувеличивает, придумывает заболевания// Жалуется на боли в животе, головную боль
  • Такие дети очень активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других:

говорят о себе, показывают свои игрушки. Например: «Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю и пр.».

  • Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.
  • Демонстративность может проявляться и в обладании привлекательными предметами.  У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими.
  • Нередко самоутверждение достигается путем  обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, а это совсем не красивый рисунок».
  • Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу».

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.

Причины демонстративного поведения детей:

1. Чаще всего это единственные дети в семье, привыкшие к постоянному вниманию и восхищению со стороны взрослых. Они похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверенны, что они самые главные люди на свете. А также уверенны в том, что все окружающие взрослые хотят только одного: постоянно слушать, что они говорят, играть с ними и т.д., смотреть на них.

 И вдруг они попадают в такое место, где таких «принцев» и «принцесс» много, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех.

Тогда, чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают  привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно:

  • перебивают других и говорят сами;
  • расталкивая всех, спешат показать свои работы в первую очередь;
  • пытаются руководить игрой других детей.

Если добиться внимания не получается, то они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, перестают слушать взрослых, обзываются.

Многие педагоги ошибочно принимают такое поведение за хамство, или же им кажется, что ребенок специально срывает занятия.

Возникает желание поставить на место, заставить замолчать, вести себя правильно. Но все это часто приводит к усилению конфликта.  

Выход: Что делать?

Если человек хочет внимания, то почему бы ему его не дать?

Конечно, не в таком количестве, как дома.

Важно давать таким детям задания и поручения, при выполнении которых они «законно» оказываются в центре внимания.

Например, подготовить рассказ на интересующую его тему; сделать ответственным по приносу из дома сказок, которые читаются перед тихим часом, оставить за главного, попросить ребенка положить салфетки возле тарелок – и при всей группе поблагодарить за помощь.

 Когда он занимает нишу, в которой может реализовываться его потребность быть «звездой», он довольно быстро успокаивается.

2.Демонстративные дети с раннего детства привыкают, что внимание можно получить, только совершив негативный поступок. Иногда так происходит, когда родители сильно устают или заняты «своей жизнью». Пока ребенок тихий, спокойно играет в своем углу - на него просто не обращают внимания. Любые его попытки привлечь внимание родителей своими рисунками или построенной башенкой не удаются. Взрослые рассеянно кивают  и продолжают разговаривать по телефону (делать что-то в компьютере, смотреть телевизор и т.д.)

А вот разрезанный бабушкин платок, разбитая чашка заставляют родителей бросить все свои дела и обратить внимание на ребенка. Да, оно совсем не позитивное внимание, но все-таки лучше, чем никакого. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

И вот ребенок с такой сформировавшейся привычкой – получать внимание только негативным способом – попадает в детский сад. И он начинает действовать, как привык: проливать чай на одежду, разговаривать в тихий час. Также у таких детей есть одна особенность – их ругают, наказывают,  а они улыбаются.  Часто эта улыбка становится последней каплей для взрослого.

 ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ: Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

 Собственно, именно так большинство взрослых и поступают, искренне веря, что 125 наказание или 345 проповедь о том, как надо себя вести, что-нибудь изменят. Очевидно, что все это не работает.

3. Еще одной из причин подобного поведения может быть отсутствие границ в семейной системе. Ребенок не понимает, что можно, а что нельзя. Родители не снабдили его «картой местности». Ему страшно, поскольку непонятно, как устроен этот мир. И тогда это крик о помощи!  Ребенок как бы говорит, что ему страшно в этом мире, он не понимает, как идти по мостику, чтобы не сорваться в пропасть.

4.Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

Рекомендации педагогам:

1. Набраться терпения

2. Главное, уделять внимание ребенку не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо.

3.Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это фактически не наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение.

4. Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным.

5.Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением, вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия, спорт.

Задача взрослого: способствовать формированию у ребенка потребности в позитивном внимании!

Конечно, это длительный процесс, но результаты того стоят.

Ведь если на жизненном пути такого ребенка встретится хотя бы один взрослый, который поймет, что за всем его эпатажным поведением стоит потребность в любви, то это может стать его опорой на всю оставшуюся жизнь.

Хочется отметить, что настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми:    

  • здоровый эгоизм,
  • настойчивость,
  • способность добиться своего,
  • стремление к признанию,
  • честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако, при этом не учитывается, что

  • противопоставление себя другому,
  • болезненная потребность в признании, в превосходстве над другими
  • когда такой ребенок  рассматривает и оценивает себя глазами других,
  •  воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным.
  • такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе,
  • оценка становится главным содержанием его жизни.
  • Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения.
  •  Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой проблемы!

Пути выхода:

Необходимо переключать внимание такого ребенка на сотрудничество и полноценное общение с другими детьми.

 Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого.

Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе.

 Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие.

В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты — распределять и регулировать внимание к ребенку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное — отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. В противном случае — любые замечания необходимо свести к минимуму.
В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.
Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.
Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры.

Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например:
•    «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев);
•    «Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик);
•    «Осенняя сказка» (А. Каралийчев);
•    «Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.
Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии.

Игры:

«Волшебные очки». Необходимые материалы — фантазийные очки (маскарадные). Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает — дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов». Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно — иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.
В данной игре не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.
В ходе игры педагог добивается того, чтобы дошкольники отметили особенности сверстника и смогли положительно оценить их, и похвалиться ими перед другими.
Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
«Рукавички». Необходимые материалы — вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры), цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.
Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку. Задача детей — по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
Анализ игры:
•    Легко ли было действовать сообща, как одно целое?
•    Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?
•    Что вы чувствуете?
«Небоскреб». Материалы — складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка, деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.
Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол: «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство — положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».
Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.
Анализ игры:
•    Понравилась ли игра?
•    Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?
«Неожиданные картинки». Материалы — бумага и восковые мелки на каждого ребенка, музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки — каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая, игру можно остановить после
8-10-й смены автора.
Анализ игры:
•    Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
•    Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
•    Какой рисунок тебе нравится больше всего?
•    Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
«Герой дня». Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре: «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка)». Для первого раза нужно выбрать ребенка, который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений. «(Имя ребенка), встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка). Представьте, что вы заливаете (имя ребенка) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка) приятные слова, например: «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу», «Я люблю с тобой играть», «Ты моя подружка», «Ты мне нравишься». Вы можете высказать (имя ребенка) свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.
Концентрация на положительных моментах в межличностных отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения.
Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем».
Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому — тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...