Развитие личности дошкольника в игровой деятельности.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Тущенко Светлана Александровна

Принципы и основы развития личности дошкольник в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_doshkolnika_v_igrovoy_deyatelnosti.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности дошкольника в игровой деятельности

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

  • Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию.
  • Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития.
  • Игра - как обучение, осуществляемое в адекватной для дошкольного возраста форме.
  • Л.С. Выготский

В игре развиваются:

  • функция обобщения,
  • символическая и семиотическая функции,
  • воображение и фантазия,
  • идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом,
  • умение подчиняться правилу и др.
  • произвольное управление психическими процессами.

Значение игры при подготовке детей дошкольного возраста к школе

  • Физическая готовность;
  • Педагогическая (или специальная) подготовленность - умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета;
  • Психологическая готовность - уровень развития произвольности поведения (способности ребенка управлять своим поведением в соответствии с правилом, нормой), а также внимания, речи, памяти, зрительного восприятия, воображения 

Значение каждого вида игры для формирования предпосылок учебной деятельности

  • В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов, идет постоянное замещение реальных предметов символами.
  • В играх с правилами - своеобразное моделирование, разыгрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
  • В режиссерской игре формируется небольшое детское сообщество, происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым.

Анализ состояния игровой деятельности дошкольников

  • 1. Раннее систематическое обучение детей приводит к сокращению свободной игры.
  • 2. Все меньше уделяется внимания обучению детей игре.
  • 3. Удовлетворение потребностей, вызывающих игру, другим образом.
  • 4. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей.
  • 5. Оскудение сюжетов ролевых игр дошкольников.
  • 6. Традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми.
  • 7. Большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению

Безымянный.jpg

Безымянный1.jpg

Безымянный2.jpg

Принципы организации игровой деятельности

  1. Принцип развития психики в игре.

2. Принцип оздоровительной направленности игры.

3. Принцип выявления и учёта интересов детей.

4. Принцип создания условий и возможности накопления реального опыта.

5. Принцип новизны, соответствия динамике социальных преобразований.

6. Принцип связи содержания игр с содержанием воспитания и обучения.

7. Принцип ориентировки на зону ближайшего развития (возможности последовательного усложнения игр).

8. Принцип подбора игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 9. Принцип рационального использования игрового пространства.

Условия для формирования игры

  • предметно-игровой среды с учётом половых, индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • достаточно времени для организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
  • моделирование игрового пространства;
  • обогащение жизненного опыта детей;
  • свободный выбор детьми любого вида игр.

Роль педагога в организации игровой деятельности

  • Обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей
  • Первое условие – оптимальное пространство для установления контакта.
  • Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне».
  • Выполнение ролевых действий
  • Оценка и коррекция поведения ребенка
  • Направление игры в конструктивное русло

Приемы при руководстве игровой деятельностью детей дошкольного возраста

  • Избегайте отрицательных оценок, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо».
  • Избегайте запретов, окриков, замечаний.
  • Вступая в диалог с ребенком, держите паузу.
  • В общении с детьми используйте позитивные сообщения.
  • Пресекайте действия, подвергающие опасности ребенка.

Этапы руководства игрой:

  • подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
  • основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приёмы);
  • участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры

  • Расширение знаний детей об окружающем мире через наблюдение окружающей жизни, организованные занятия, чтение художественной литературы, рассказывание случаев, реальных и фантастических (С.Л.Новосёлова);
  • индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я.Михайленко);
  • внесение образных игрушек (Т.М.Бабунова);
  • приём параллельной игры (Н.Ф.Тарловская);
  • приём ролевой игры с продолжением (Н.Палагина);
  • игра в телефон (Н.Палагина);
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций

Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений

  • Игры, облегчающие адаптацию («Приходите ко мне в гости», Н.Ф.Тарловская);
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры с использованием косвенных приёмов руководства (советов, реплик, подсказок, вопросов, изменения игровой среды и др.), при этом взрослый выступает как равноправный партнёр (С.Л.Новосёлова);
  • участие воспитателя в игре в главной роли (Н.Я.Михайленко);
  • использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два шофёра» (Н.Я.Михайленко);
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко)

Косвенные приёмы

  • Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей, съёмных панелей (Т.М.Бабунова);
  • изменение игровой среды (С.Л.Новосёлова);
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации (Т.М.Бабунова);
  • объявление по воображаемому радио об открытии новых больниц, магазинов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...

Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности

Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Обобщение опыта на тему: «Развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Свой педагогический опыт по развитию личности дошкольника посредством театрализованной деятельности я начала через:- программу «Сказка на ладошке».  2015 г.- краткосрочный проект &laq...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...