Развитие личности дошкольника в игровой деятельности.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Принципы и основы развития личности дошкольник в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_doshkolnika_v_igrovoy_deyatelnosti.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности дошкольника в игровой деятельности
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
- Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию.
- Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития.
- Игра - как обучение, осуществляемое в адекватной для дошкольного возраста форме.
- Л.С. Выготский
В игре развиваются:
- функция обобщения,
- символическая и семиотическая функции,
- воображение и фантазия,
- идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом,
- умение подчиняться правилу и др.
- произвольное управление психическими процессами.
Значение игры при подготовке детей дошкольного возраста к школе
- Физическая готовность;
- Педагогическая (или специальная) подготовленность - умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета;
- Психологическая готовность - уровень развития произвольности поведения (способности ребенка управлять своим поведением в соответствии с правилом, нормой), а также внимания, речи, памяти, зрительного восприятия, воображения
Значение каждого вида игры для формирования предпосылок учебной деятельности
- В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов, идет постоянное замещение реальных предметов символами.
- В играх с правилами - своеобразное моделирование, разыгрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
- В режиссерской игре формируется небольшое детское сообщество, происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым.
Анализ состояния игровой деятельности дошкольников
- 1. Раннее систематическое обучение детей приводит к сокращению свободной игры.
- 2. Все меньше уделяется внимания обучению детей игре.
- 3. Удовлетворение потребностей, вызывающих игру, другим образом.
- 4. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей.
- 5. Оскудение сюжетов ролевых игр дошкольников.
- 6. Традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми.
- 7. Большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению
Принципы организации игровой деятельности
- Принцип развития психики в игре.
2. Принцип оздоровительной направленности игры.
3. Принцип выявления и учёта интересов детей.
4. Принцип создания условий и возможности накопления реального опыта.
5. Принцип новизны, соответствия динамике социальных преобразований.
6. Принцип связи содержания игр с содержанием воспитания и обучения.
7. Принцип ориентировки на зону ближайшего развития (возможности последовательного усложнения игр).
8. Принцип подбора игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
9. Принцип рационального использования игрового пространства.
Условия для формирования игры
- предметно-игровой среды с учётом половых, индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- достаточно времени для организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
- моделирование игрового пространства;
- обогащение жизненного опыта детей;
- свободный выбор детьми любого вида игр.
Роль педагога в организации игровой деятельности
- Обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей
- Первое условие – оптимальное пространство для установления контакта.
- Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне».
- Выполнение ролевых действий
- Оценка и коррекция поведения ребенка
- Направление игры в конструктивное русло
Приемы при руководстве игровой деятельностью детей дошкольного возраста
- Избегайте отрицательных оценок, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо».
- Избегайте запретов, окриков, замечаний.
- Вступая в диалог с ребенком, держите паузу.
- В общении с детьми используйте позитивные сообщения.
- Пресекайте действия, подвергающие опасности ребенка.
Этапы руководства игрой:
- подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
- основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приёмы);
- участие в игре (совет, напоминание и т.д.).
Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры
- Расширение знаний детей об окружающем мире через наблюдение окружающей жизни, организованные занятия, чтение художественной литературы, рассказывание случаев, реальных и фантастических (С.Л.Новосёлова);
- индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я.Михайленко);
- внесение образных игрушек (Т.М.Бабунова);
- приём параллельной игры (Н.Ф.Тарловская);
- приём ролевой игры с продолжением (Н.Палагина);
- игра в телефон (Н.Палагина);
- обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду;
- разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций
Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений
- Игры, облегчающие адаптацию («Приходите ко мне в гости», Н.Ф.Тарловская);
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры с использованием косвенных приёмов руководства (советов, реплик, подсказок, вопросов, изменения игровой среды и др.), при этом взрослый выступает как равноправный партнёр (С.Л.Новосёлова);
- участие воспитателя в игре в главной роли (Н.Я.Михайленко);
- использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два шофёра» (Н.Я.Михайленко);
- внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
- создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко)
Косвенные приёмы
- Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей, съёмных панелей (Т.М.Бабунова);
- изменение игровой среды (С.Л.Новосёлова);
- наблюдение, экскурсия;
- создание воображаемой ситуации (Т.М.Бабунова);
- объявление по воображаемому радио об открытии новых больниц, магазинов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...
Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности
Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Обобщение опыта на тему: «Развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Свой педагогический опыт по развитию личности дошкольника посредством театрализованной деятельности я начала через:- программу «Сказка на ладошке». 2015 г.- краткосрочный проект &laq...
Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...