Конспект кружка "Песочная анимация"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект кружка "песочная анимация" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dlya_podgotovitelnoy_gruppy_yanyshevskaya.docx | 128.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа)
Ерофей Павлович
Утверждаю:
__________________________
подпись руководителя учреждения
«_____»_________________2017 г.
Рабочая программа
кружка по обучению рисованию песком
«Песочная анимация»
Подготовительная группа
Воспитатель: Янышевская А.А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуре дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка. В соответствии с требованиями ФГТ, мы предлагаем включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терарапевтических методов. Что будет дополнять и давать положительный результат процесса воспитания и обучения.
Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.
Арт-терапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
По кружковой работе мы используем современную, интересную методику – рисование песком на стекле.
Рисование песком на стекле мы включаем в процесс непосредственной образовательной деятельности. Например - НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомясь с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать. Оценив при этом размер, форму, количество и разницу.
Так мы воздействуем на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомясь со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь. Познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомить с различными профессиями, городом или деревней, парком, временем года и т.п. В зависимости от темы вашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
В детском саду разработан план занятий по обучению детей рисованию песком, изготовлено специальное оборудование: столы для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: развитие памяти, воображения, зрительного внимания, концентрации внимания, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Задачи:
1. Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- знакомства с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Принципы:
∙ учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
∙ организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей, соблюдая права ребенка.
∙ создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
Организация кружковой работы:
Занятия проводятся 1 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 5 человек. Длительность занятий 30 минут.
Содержание программы
Содержание программы включает в себя два основных блока
Блок 1. «Великолепные линии, интересные фигуры».
Познакомить детей с техникой рисования песком.
Учить детей рисовать пальцем завитки. Учить приему прищипывания, насыпания песка.
Блок 2. "Сюжетное рисование".
Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами синхронно. Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Учить творчески, выражать свой замысел, закреплять способы рисования. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.
Требования к уровню подготовленности воспитанников
- научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- будут рисовать картины с использованием различных приемов, и рассказывать об их сюжете.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений,
- определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
- умение изменять размах и направление движения руки при рисовании;
- гармоничное сочетание линий, цвета и тени;
- развития памяти, воображения, внимания и мелкой моторики рук.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко, В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки (см. приложение 1).
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ № | Ф.И.О ребенка | Возраст | Уровни развития | ||
Развитие воображения | Развития восприятия | Развитие моторики руки | |||
Перечень основных средств обучения
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
- световые столы;
- музыкальные колонки.
2. Материалы и инструменты:
- просеянный песок (кварцевый);
- цветные камни;
- антистатик;
- музыка (релакс);
- подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка)
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Специальная литература.
Список детей, посещающих кружок:
- Азевич Алена
- Вяткина Евгения
- Дащинский Степан
- Карпусева Светлана
- Друк Михаил
Тематический план занятий
Тема | Содержание | Оборудование |
сентябрь |
| |
1.Подсолнухи.
| Рисование пальчиками. Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство композиции. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением подсолнуха. |
2. Укрась платочек. | Учить рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями. Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы. Развивать креативность, самостоятельность. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, цветные камушки. |
3.Осений листопад. | Совершенствовать умение рисовать одним и несколькими пальцами листья различной формы. Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве. Развивать чувство композиции и ритма | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, цветные картинки с изображением листьев. |
4. По замыслу. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
октябрь |
| |
| развитие концентрация, распределения внимания и мелкой моторики рук, соблюдение правил работы с песком, снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, картинки с изображением животных. |
| развитие памяти, внимания и мелкой моторики рук, соблюдение правил работы с песком, снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, картинка с изображением животных. |
| развитие памяти, воображения, внимания и мелкой моторики рук, снятие мышечного и эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, картинки с изображением популярных мультфильмов. |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
ноябрь |
| |
| развитие памяти, воображения, внимания и мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения. Научиться рисовать на песке геометрические фигуры. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинки с изображением геометрических фигур. |
| Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Научиться рисовать на песке цифры. Снятие тонуса. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, магнитные цифры. |
| Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение рисовать геометрические фигуру и цифры. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные счетные палочки, картинки с геометрическими фигурами и цифры. |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.
| планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки |
декабрь |
| |
| развитие зрительного внимания, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, соблюдение правил работы с песком, создание комфортной обстановки, снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением зимы. |
| Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением елки. |
| Продолжать знакомить с обитателями леса. Учить рисовать животных, соблюдая пропорции. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением зимнего леса и животных. |
| Вспомнить самый лучший свой рисунок и нарисовать его на песке. Развивать воображение, память, внимание и интерес. Снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
январь |
| |
| Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Рисовать буквы на песке. Развитие мелкой моторики. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, картинки с алфавитом. |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, книга «алфавит». |
февраль |
| |
| «Знакомая форма – новый образ» Закрепить умение рисовать различные формы, ребром ладони, указательным пальцем. Развивать чувство композиции. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
| Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
| Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
март |
| |
| Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением весны. |
| Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением птиц. |
| Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
| Вспомнить самый запоминающийся рисунок и нарисовать его на песке. Развивать воображение, память, внимание и интерес. Снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
апрель |
| |
| Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. Развивать память, внимание. Вызвать интерес к космосу. Использовать знакомые приемы рисования. Развивать самостоятельность. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинки о космосе. |
| Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, книжки со сказками. |
| Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
май |
| |
| Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки, картинка с изображением «день победы». |
| Вспомнить все рисунки, которые рисовали на песке, выбрать самый запоминающий и изобразить его. Развивать воображение, память, внимание и интерес. Снятие эмоционального напряжения. | планшет с песком, линейка, спокойная музыка, колонки, цветные камушки, цветные счетные палочки. |
Список используемой литературы
1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной
терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с.;
6. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические
рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
Приложение 1
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
1.Что это может быть? (зрительно)
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десяти конечная звезда, буква «Х»). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.
2. Как можно использовать этот предмет?
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.
3. Рисование "Чего на свете не бывает?"
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.
- "Что не дорисовано?"++
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?» В. Мытацин
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Педагог должен знать, что пальцы на правой руке ребенок (правша), как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест «Дорисуй предметы»
Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 4-5 лет: называет 10 предметов - высокий уровень; 6-7 предметов - средний; 3 предметов – низкий
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из 10 карточек с нарисованными на них фигурами (например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой – ни будь воображаемый сюжет (например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах, она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Анимация для детей" к тематической неделе в ДОУ "Анимация". Автор - воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Современные требования дают возможность детям узнать много нового познавательного и интересного. "Анимация" - не совсем понятное слово для детей дошкольников и поэтому только в проектной деятельности ...
Stop Motion анимация - один из стилей анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд.
Памятка о создании мультфильма....
Конспект занятия по песочной анимации для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в космос"
Дошкольники на песочных планшетах учатся рисовать силуэт ракеты, затем преобразуют его в космическое пространство с космическими объектами, при этом используют дополнительные материалы для развития тв...
Конспект занятия по песочной анимации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Живые картинки на песке»
Песочная анимация один из способов познать мир...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни детей 4-5 лет на тему «Научим жителей Песочной страны быть здоровыми» с использованием песочной анимации
Конспект организованной образовательной деятельностипо формированию здорового образа жизни детей 4-5 летна тему«Научим жителей Песочной страны быть здоровыми»с использованием песочной...
Конспект учебного занятия «Профессии в анимации».
Конспект учебного занятия«Профессии в анимации».Цель занятия: дать первоначальные представления о профессиях в индустрии мультипликации....
8 апреля в России считается Днем анимации, посвящен этот праздник именно отечественной мультипликации — в противовес Международному дню анимации, который отмечается 28 октября.
Дата 8 апреля выбрана не случайно: именно 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1912 года биолог и оператор Владислав Старевич представил первую мультипликационную премьеру — "Прекрасная Люк...