Занятие по теме недели "Хлеб всему голова"
методическая разработка на тему
«Хлеб — богатство России»
Цель.
Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_bogatstvo_rossii_konspekt_zanyatiya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хлеб — богатство России»
Цель.
Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Наглядный материал.
Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи.
Раздаточный материал.
По 3 квадрата разного цвета — черного или коричневого, зеленого, желтого; Зерна ржи и пшеницы на подносах.
Ход занятия.
— Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)
— Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?(Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.
У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.
(Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.) Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?(Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» — то есть, обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» — это обозначает лишить места работы.
- Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный( или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете ,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков)
А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь
или пшеницу.)
— А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дет с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.)
— Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах, на столах лежат зерна. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)
— Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зернышки пшеницы.) А зерна — длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руку зерна ржи.) Рожь и пшеница — хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
— А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей.) Я принесла вам эти растения.(Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они как и зерна, тоже разные.
- Что вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.
Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?
— А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)
— Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова — хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.)
— Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
— А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят
А как пашет —
Семь плугов тащит.
— Вспомнили? Да, это трактор.
(Воспитатель выставляет картину с изображением работающих
тракторов.)
- На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева:
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
— Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи?(Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя.
— Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья.
Был крупинкой золотой — Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило.
— Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.)
- Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки — росточки. А когда созрело, превратилось в колос.)
- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину.(Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».) Кто написал эту картину? Как она называется?
- Хлебное поле еще называют, словом нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива - от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановекая написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение.
Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе...
- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям? Послушайте загадку:
Шумело на просторе Золотое море.
Пароход пришел — Выпил море и ушел.
— Что же это за пароход? Кто вспомнил? (Выставляет картину с изображением работающего комбайна.) А какое море он выпил?
(Убрал пшеницу или рожь.)
— Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда
относились бережно. Послушайте рассказ об этом.
ПРОСТИ МЕНЯ, ХЛЕБ
Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Когда вернулись, хлеб уже покрылся плесенью и стал черствым. Я хотел, было, его бросить, но потом вспомнил один случай.
«... Была война. Наша часть освободила деревню. У крайней хаты стояла женщина, а возле нее девочка лет пяти: худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял:« Мама, дай кусочек! Мама, дай!»
— Чего она просит? — спросил я.
— Хлеба. У нас немцы все отняли.
Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухарь дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы».
— Прости меня, хлеб! -подумал я. -Бросить тебя- это преступление.
Положил кусок в сумку и вышел на улицу. Походил вокруг дома - куда деть? Увидел высокую ограду сада, стал на скамейку и раскрошил хлеб на столбик. Пусть склюют птицы.
К вечеру я вернулся домой. Заглянул на столбик - хлеба нет. Склевали! Я был рад.
М. Глинская
После чтения воспитатель может спросить детей: «Почему мужчина сказал - «Прости меня, хлеб?»
Занятие 2
Народные традиции. Хлебосольство
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких традициях и праздниках русского народа они помнят, и рассказывает о такой традиции как хлебосольство.
— Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть, когда человек всегда готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связывали многие пословицы и поговорки, легенды и сказки.
Русские люди верили , что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого, в старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная .Хлеб соль со стола не сходит». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить посредине хлеб, а рядом солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим». Хлеб и соль сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Не забывали о хлебе и соли при рождении младенца. Матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть маленький кусочек. Крошку хлеба клали к младенцу.
Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелегкого крестьянского труда, благополучия, достатка. Какие бы кушанья на столе не стояли, если не было хлеба, обед считался неполноценным. «Без хлеба нет обеда», — говорили русские люди.
Хлеб всегда считался главным богатством Руси. «Хлеб всему голова», — говорили о нем.
Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. И сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.
Вы знаете, что когда к вам приходят гости, ваши мамы стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
Презентация занятия на тему:"Хлеб всему голова!"
В презентации детям наглядно показывается последовательность прихода хлеба на наши столы....
Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям....
Интегрированное занятие на тему "Хлеб всему голова"
формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека....
Дидактический материал для занятий по теме "Хлеб - всему голова"
Данный материал поможет организовать воспитателю и родителям самостоятельную деятельность детей в центрах активности по лексической теме "Хлеб- всему голова"....
итоговое занятие по теме ,,Хлеб всему голова,,
Цель: Закрепить знания детей о процессе изготовления и выращивания хлеба.Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.Расширять и обогащать знания детей о хлебе ...
Презентация к занятию по теме "Хлеб-всему голова"
В презентации представлен материал, который поможет познакомить детей с историей хлеба, его пути от зёрнышка до стола и значении хлеба в жизни человека....