"Правовая защита в семье и ДОУ"
консультация по теме
Семинар-практикум «Правовая защита в семье и ДОУ»
Актуальность темы.
Тема нашего семинара – «Правовая защита в семье и ДОУ».
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Важным фактором в современном российском образовании является защита прав ребенка. В первую очередь это защита права ребенка:
- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,
- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,
- на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье и микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях.
Дадим определение понятию ПРАВО.
Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
- Декларация прав ребенка (1958 г.),
- на основе которой разработана Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направлено:
- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;
- воспитание уважения к окружающей природе.
ДОУ, в силу своей близости к семье, является важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:
- на защиту здоровья;
- на образование;
- на сохранение своей индивидуальности;
- на участие в играх;
- на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.
На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:
- Семейный кодекс.
- Закон «Об образовании».
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
- Указы Президента РФ.
Ребенок обладает личными правами:
Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)
На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)
На сохранение своей индивидуальности (ст. 8)
На поддержание связей с родителями в случае разлучения (ст. 9-10)
На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12)
На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от пыток и жестокости (ст. 19, 33, 34, 35, 37).
На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).
Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).
Ребенку гарантируются социальные права:
На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком положении (ст. 20).
На пользовании наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).
На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).
На пользовании благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).
На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).
Ребенку гарантированы права политические:
На свободу мысли, совести, религии (ст. 14)
На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
На знание своих прав, изложенных в Конвенции
Права на образование и культуру:
На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13)
На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).
На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).
На пользование культурой, исповедование своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).
На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).
Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ», в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.
1. Какие различия могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;(Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола,религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.
3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)
4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.
В Конституции Российской Федерации идет речь о том, что различий между взрослыми и детьми не существует. Каждый человек должен уважать права ребенка, так как он тоже выступает личностью и требует уважения. Правовая защита детей производиться в любом государстве, и Россия не является исключением. В нынешнее, довольно сложное время, на одном из первых мест, должна стоять забота о подрастающем поколении. Стоит отметить, что несовершеннолетние дети стоят в одном ряду вместе с беременными женщинами, престарелыми и инвалидами. Ведь они довольно часто подвергаются негативному воздействию окружающих их людей. Поэтому их права и законные интересы нужно защищать в обязательном порядке. Согласно Декларации прав ребенка, каждый из них имеет право на гражданство, любовь, на понимание со стороны окружающих, на социальную защиту, а также на материальное обеспечение.
Специалисты утверждают, что во многих семьях дети развиваются не гармонично, у некоторых наблюдаются нервно-психические расстройства, связанные с переживаниями и стрессами....
В итоге, может появляться чувство одиночества и эмоционального отчуждения. Нормативно — правовая база защиты детей включает в себя конституциональное положение о защите государством детей и матерей. В нем указано, что супруги в семье должны быть равноправными и должны решать все вопросы по обоюдному соглашению. А главное то, что родители должны рассматривать ребенка как отдельного, самостоятельного субъекта права. Кроме того, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Этот пункт говорит о том, что с детьми ни в коем случае нельзя грубо и пренебрежительно обращаться, оскорблять их и эксплуатировать их в собственных целях. Конечно, ребенка нужно приучать к тому, чтобы он помогал взрослым, но только по силе своих возможностей, непосильные обязанности подросток не должен выполнять. В противном случае, родителей обязательно должны лишить родителей их прав, а ребенок отправляется в детский дом, где он будет под присмотром специалистов, и ничто не будет угрожать его здоровью ...
Стоит отметить, что суд всегда в первую очередь рассматривает позиции ребенка и действует в интересах детей. Часто бывают и такие ситуации, когда между супругами отсутствует взаимопонимание и соглашение, тогда суд решает, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода. И в этом случае, учитывается мнение ребенка, которому исполнилось 10 лет. Социально-экономические условия, которые время от времени меняются в стране, также неотъемлемо влияют на характер межличностных отношений. Но какой бы сложной не была ситуация, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, чтобы повышенный уровень тревожности в стране не влиял на развитие ребенка. Довольно часто бывает так, что с детьми обращаются агрессивно и жестоко в тех семьях, где родители, особенно матери, имеют психические расстройства. Поэтому они часто срываются на детях, не могут себя контролировать.
Если по каким-либо обстоятельствам родные и окружающие злоупотребляют своими правами по отношению к ребенку, он имеет полное право, если ему исполнилось 14 лет, подавать заявления в суд. Но, если же это случится в более раннем возрасте, он может обратиться в органы опеки и попечительства, которые находятся в каждом городе и или районном центре. Главное – что должен помнить каждый ребенок – закон в большинстве случаях стоит на его стороне, поэтому не стоит ущемлять себя и жить, никому не говоря, под грубым отношением родителей. Он должен в обязательном порядке быть накормленным, духовно и морально развитым, а также ухоженным. Не стоит бояться угроз родителей, так как они должны правильно выполнять свои обязанности, в противном случае они лишаются родительских прав. В заключение стоит отметить, что правовая защита детей в России включает в себя защиту интересов ребенка, его прав и свобод, так как он нуждается в этой защите в силу своей неопытности....
Упражнение «Интерпретация понятия о правах человека
в поступках литературных героев»
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заюшкина избушка – зайка).
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»).
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежки и семь гномов», басня «Квартет».)
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение (« Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:
- в движении;
- в общении;
-в познании.
Среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения.
Не маловажным фактором правового воспитания детей являются межличностные отношения в группе детского сада.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие — менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые — эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые — они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, непринятые — часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные — обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
Очень важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важна профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости, в том числе – с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр и занятий, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Также очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей.
И конечно же, в первую очередь, вы ,воспитатели, должны быть примером для подражания.
Часто нарушаются права ребенка насилием.
Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилию. Насилие – это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:
- осуществляются сознательно;
- направлены на достижение определенной цели;
- наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;
- тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.
Виды насилия:
1.Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;
проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;
уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;
грубая критика поступков, мыслей, чувств;
отношение как к прислуге;
ограничение свободы действий и передвижения;
контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;
угрозы;
игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;
недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;
недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.
Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.
2.Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.
3.Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.
4.Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.
Упражнение: «Последствия насилия»
Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы – написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы – написать причины проявлений насилия в семье.
Последствия насилия над ребенком:
-беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;
-длительное подавленное состояние;
-агрессивность;
-стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);
-низкая самооценка;
-конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;
-использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;
-чувство беспомощности;
-слабое развитие социальных навыков;
-психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);
-бунтарство, ложь;
-побег из дома;
-приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение
Почему родители совершают насилие?
Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.
Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен.
Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «ребенка для битья».
Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.
- безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.
- статус беженцев, вынужденных переселенцев.
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.
- умственные или физические недостатки ребенка.
- негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.
Всем известно, что главный пример для подражания детей - это их родители. И в этом нет ничего удивительного, ведь для них мама и папа - самые близкие люди в мире. Они всегда поступают правильно и знают, как справиться с любой проблемой. Так ведь? Или всё-таки детям свойственно нас идеализировать? Для подрастающего поколения грань между добром и злом часто размыта. Но кто же, если не родители, направит его на верный путь? Взрослым нельзя забывать, какая огромная ответственность на них лежит, ведь именно от них зависит, какими людьми станут их дети. Видео, представленное ниже, отлично раскрывает данную проблему (Видео «Дети видят, дети делают»).
Интересно, взглянув на себя со стороны, хотели бы эти люди, чтобы дети наследовали их поведение? Дети всё видят. Дети хотят быть похожими на своих родителей. Именно поэтому мы должны показывать лишь положительный пример.
«Насилие в детском саду»
Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют.
Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.
Как вы думаете, какие причины детской агрессии могут быть?
1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).
2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).
3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.
4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.
Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели).
В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности.
К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе.
Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать.
Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.
Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов.
Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне.
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указанно, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Семья и дошкольное учреждение — два важных объекта в развитии детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье, зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до 90-х годов XX века охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети всё чаще остаются без надзора. В результате у большинства родителей вызывают отчаяние те или иные проявления в поведении ребёнка. Не зная как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость, что в частности ведет за собой нарушение прав ребенка. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности.
Чтобы, мы, воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, мы должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с ознакомлением старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка и совместной работой с родителями по правовому воспитанию детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение, а также беседы, консультации с родителями. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей и посещение неблагополучных семей на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Правовая защита в семье и ДОУ»
Актуальность темы.
Тема нашего семинара – «Правовая защита в семье и ДОУ».
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Важным фактором в современном российском образовании является защита прав ребенка. В первую очередь это защита права ребенка:
- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,
- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,
- на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье и микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях.
Дадим определение понятию ПРАВО.
Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
- Декларация прав ребенка (1958 г.),
- на основе которой разработана Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направлено:
- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;
- воспитание уважения к окружающей природе.
ДОУ, в силу своей близости к семье, является важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:
- на защиту здоровья;
- на образование;
- на сохранение своей индивидуальности;
- на участие в играх;
- на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.
На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:
- Семейный кодекс.
- Закон «Об образовании».
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
- Указы Президента РФ.
Ребенок обладает личными правами:
Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)
На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)
На сохранение своей индивидуальности (ст. 8)
На поддержание связей с родителями в случае разлучения (ст. 9-10)
На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12)
На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от пыток и жестокости (ст. 19, 33, 34, 35, 37).
На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).
Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).
Ребенку гарантируются социальные права:
На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком положении (ст. 20).
На пользовании наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).
На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).
На пользовании благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).
На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).
Ребенку гарантированы права политические:
На свободу мысли, совести, религии (ст. 14)
На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
На знание своих прав, изложенных в Конвенции
Права на образование и культуру:
На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13)
На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).
На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).
На пользование культурой, исповедование своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).
На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).
Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ», в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.
- Какие различия могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;(Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола,религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.
3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)
4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.
В Конституции Российской Федерации идет речь о том, что различий между взрослыми и детьми не существует. Каждый человек должен уважать права ребенка, так как он тоже выступает личностью и требует уважения. Правовая защита детей производиться в любом государстве, и Россия не является исключением. В нынешнее, довольно сложное время, на одном из первых мест, должна стоять забота о подрастающем поколении. Стоит отметить, что несовершеннолетние дети стоят в одном ряду вместе с беременными женщинами, престарелыми и инвалидами. Ведь они довольно часто подвергаются негативному воздействию окружающих их людей. Поэтому их права и законные интересы нужно защищать в обязательном порядке. Согласно Декларации прав ребенка, каждый из них имеет право на гражданство, любовь, на понимание со стороны окружающих, на социальную защиту, а также на материальное обеспечение.
Специалисты утверждают, что во многих семьях дети развиваются не гармонично, у некоторых наблюдаются нервно-психические расстройства, связанные с переживаниями и стрессами....
В итоге, может появляться чувство одиночества и эмоционального отчуждения. Нормативно — правовая база защиты детей включает в себя конституциональное положение о защите государством детей и матерей. В нем указано, что супруги в семье должны быть равноправными и должны решать все вопросы по обоюдному соглашению. А главное то, что родители должны рассматривать ребенка как отдельного, самостоятельного субъекта права. Кроме того, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Этот пункт говорит о том, что с детьми ни в коем случае нельзя грубо и пренебрежительно обращаться, оскорблять их и эксплуатировать их в собственных целях. Конечно, ребенка нужно приучать к тому, чтобы он помогал взрослым, но только по силе своих возможностей, непосильные обязанности подросток не должен выполнять. В противном случае, родителей обязательно должны лишить родителей их прав, а ребенок отправляется в детский дом, где он будет под присмотром специалистов, и ничто не будет угрожать его здоровью ...
Стоит отметить, что суд всегда в первую очередь рассматривает позиции ребенка и действует в интересах детей. Часто бывают и такие ситуации, когда между супругами отсутствует взаимопонимание и соглашение, тогда суд решает, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода. И в этом случае, учитывается мнение ребенка, которому исполнилось 10 лет. Социально-экономические условия, которые время от времени меняются в стране, также неотъемлемо влияют на характер межличностных отношений. Но какой бы сложной не была ситуация, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, чтобы повышенный уровень тревожности в стране не влиял на развитие ребенка. Довольно часто бывает так, что с детьми обращаются агрессивно и жестоко в тех семьях, где родители, особенно матери, имеют психические расстройства. Поэтому они часто срываются на детях, не могут себя контролировать.
Если по каким-либо обстоятельствам родные и окружающие злоупотребляют своими правами по отношению к ребенку, он имеет полное право, если ему исполнилось 14 лет, подавать заявления в суд. Но, если же это случится в более раннем возрасте, он может обратиться в органы опеки и попечительства, которые находятся в каждом городе и или районном центре. Главное – что должен помнить каждый ребенок – закон в большинстве случаях стоит на его стороне, поэтому не стоит ущемлять себя и жить, никому не говоря, под грубым отношением родителей. Он должен в обязательном порядке быть накормленным, духовно и морально развитым, а также ухоженным. Не стоит бояться угроз родителей, так как они должны правильно выполнять свои обязанности, в противном случае они лишаются родительских прав. В заключение стоит отметить, что правовая защита детей в России включает в себя защиту интересов ребенка, его прав и свобод, так как он нуждается в этой защите в силу своей неопытности....
Упражнение «Интерпретация понятия о правах человека
в поступках литературных героев»
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заюшкина избушка – зайка).
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»).
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежки и семь гномов», басня «Квартет».)
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение (« Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:
- в движении;
- в общении;
-в познании.
Среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения.
Не маловажным фактором правового воспитания детей являются межличностные отношения в группе детского сада.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие — менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые — эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые — они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, непринятые — часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные — обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
Очень важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важна профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости, в том числе – с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр и занятий, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Также очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей.
И конечно же, в первую очередь, вы ,воспитатели, должны быть примером для подражания.
Часто нарушаются права ребенка насилием.
Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилию. Насилие – это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:
- осуществляются сознательно;
- направлены на достижение определенной цели;
- наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;
- тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.
Виды насилия:
1.Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;
проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;
уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;
грубая критика поступков, мыслей, чувств;
отношение как к прислуге;
ограничение свободы действий и передвижения;
контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;
угрозы;
игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;
недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;
недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.
Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.
2.Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.
3.Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.
4.Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.
Упражнение: «Последствия насилия»
Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы – написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы – написать причины проявлений насилия в семье.
Последствия насилия над ребенком:
-беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;
-длительное подавленное состояние;
-агрессивность;
-стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);
-низкая самооценка;
-конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;
-использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;
-чувство беспомощности;
-слабое развитие социальных навыков;
-психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);
-бунтарство, ложь;
-побег из дома;
-приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение
Почему родители совершают насилие?
Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.
Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен.
Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «ребенка для битья».
Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.
- безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.
- статус беженцев, вынужденных переселенцев.
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.
- умственные или физические недостатки ребенка.
- негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.
Всем известно, что главный пример для подражания детей - это их родители. И в этом нет ничего удивительного, ведь для них мама и папа - самые близкие люди в мире. Они всегда поступают правильно и знают, как справиться с любой проблемой. Так ведь? Или всё-таки детям свойственно нас идеализировать? Для подрастающего поколения грань между добром и злом часто размыта. Но кто же, если не родители, направит его на верный путь? Взрослым нельзя забывать, какая огромная ответственность на них лежит, ведь именно от них зависит, какими людьми станут их дети. Видео, представленное ниже, отлично раскрывает данную проблему (Видео «Дети видят, дети делают»).
Интересно, взглянув на себя со стороны, хотели бы эти люди, чтобы дети наследовали их поведение? Дети всё видят. Дети хотят быть похожими на своих родителей. Именно поэтому мы должны показывать лишь положительный пример.
«Насилие в детском саду»
Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют.
Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.
Как вы думаете, какие причины детской агрессии могут быть?
1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).
2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).
3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.
4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.
Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели).
В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности.
К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе.
Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать.
Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.
Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов.
Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне.
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указанно, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Семья и дошкольное учреждение — два важных объекта в развитии детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье, зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до 90-х годов XX века охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети всё чаще остаются без надзора. В результате у большинства родителей вызывают отчаяние те или иные проявления в поведении ребёнка. Не зная как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость, что в частности ведет за собой нарушение прав ребенка. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности.
Чтобы, мы, воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, мы должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с ознакомлением старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка и совместной работой с родителями по правовому воспитанию детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение, а также беседы, консультации с родителями. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей и посещение неблагополучных семей на дому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовая защита детей в ДОУ
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по род...
Положение детей в современной России. Необходимость правовой защиты современного детства.
Защита прав ребенка в современной России. Cистема мер поддержки детей. Документы, охраняющие права ребенка....
Права ребенка и формы его правовой защиты.
данный материал предназначен для ознакомления прав ребенка....
Сценарий праздника посвященного Дню правовой защиты детей.
20 ноября – Всемирный день детей. В этот день в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Было рекомендовано ввести в практику празднование этого дня детей, как дня мирово...
«Особенности профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства».
О системе социально-правовой защиты материнства и детства.Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, ...
Профилактика неблагополучия. «Осуществление мероприятий, обеспечивающих социальную и правовую защиту детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях»
Работа с семьями в детском саду начинается со сбора информации, посещения семей на дому воспитателями и специалистами.Затем посредством анкетирования составляется социальный паспорт семьи, в котором с...