Правовая защита детей в ДОУ
статья (подготовительная группа) по теме
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ было сделано следующее:
• разработана система планирования;
• обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления;
• подготовлены дидактические материалы;
• определено содержание работы;
• созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции началась с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.
Были определены следующие формы их взаимодействия:
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы;
• инсценировки;
• встречи с интересными людьми ("беседа у камина");
• дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала).
Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т.к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.
В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди - родители.
Семья - это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.
В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!
Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.
1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959 год – Декларация прав ребенка.
1989 год – Конвенция о правах ребенка.
1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада № 49 определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.
Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.
Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.
Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”..
Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.
Отказ матери от своего ребенка ... несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна - бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость.
Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:
- Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
- Правовое воспитание и образование дошкольников.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия - это:
- организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
- Знакомство с правами человека.
- Беседы на этические темы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Изобразительная, трудовая деятельность.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
- Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
- Работу с литературой.
- Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
- Разные виды игр.
- Продуктивные виды деятельности.
- Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
- Работа с детьми.
- Работа с воспитателями.
- Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
- Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
- Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
- Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
- Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
- Дидактические игры: "Я имею право:", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
- Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
- Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
- Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Работа с воспитателями
Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи", семинары-практикумы, круглые столы.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей "Права ребенка - соблюдение их в семье".
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
АНКЕТА
«УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ».
1. Назовите неприятные ситуации, по которым Вам приходится общаться с родителями.
2. Назовите приятные ситуации, по которым Вам приходится общаться с родителями.
3. Каковы главные достоинства ваших родителей?
4. Что бы вы хотели изменить в ваших родителях?
5. Какими бы Вы хотели видеть ваших родителей?
Устная практическая работа
1 Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?
Ответ. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенку определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия по соглашению отца и матери, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.
2 Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?
Ответ. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.
Запись о матери ребенка, родившегося у родителей, не состоящих в браке между собой, при регистрации ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка, или по решению суда. При отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка - по ее указанию (статьи 17, 18 закона РФ “Об актах гражданского состояния”).
3 Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.
Ответ. В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:
- Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.
- Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.
- Свободу выражения своего мнения.
- Свободу мысли, совести и религии.
- Свободу ассоциаций и собраний.
- На защиту личной жизни.
- Информацию.
- Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
4 Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ответ. Ограничения на эти права ребенка предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и защиты населения или защиты основных прав или свобод других лиц.
5 Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.
Ответ. Основные гражданские права человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
6 Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?
Ответ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах “Об общественных объединениях”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах.
1 Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?
2 Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?
3 Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.
4 Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
5 Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.
6 Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника посвященного Дню правовой защиты детей.
20 ноября – Всемирный день детей. В этот день в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Было рекомендовано ввести в практику празднование этого дня детей, как дня мирово...
Профилактика неблагополучия. «Осуществление мероприятий, обеспечивающих социальную и правовую защиту детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях»
Работа с семьями в детском саду начинается со сбора информации, посещения семей на дому воспитателями и специалистами.Затем посредством анкетирования составляется социальный паспорт семьи, в котором с...
Конспект занятия в старшей группе "День правовой защиты детей"
Конспект занятия в старшей группе "День правовой защиты детей"...
«Всемирный день правовой защиты детей»
laquo;Всемирный день правовой защиты детей»...
Социально-правовая защита детей в детском саду
Социально-правовая защита детей в детском саду...
Отчёт о проведении Дня правовой защиты детей средняя группа "Гномики"
В детском саду МБДОУ №24 «Аленький цветочек» 18.11.2022 года в средней группе были проведены мероприятия, посвящённые Всероссийскому дню правовой помощи детям....