Консультация для воспитателей
консультация на тему
«Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения». | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения».
Архипова Л.М.
Г. 2014.
1.Возникновение и значение профессии.
- Социальная и педагогическая обусловленность профессии.
2.Основные направления профессиональной деятельности (их актуальность на современном этапе).
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми.
Педагогическое просвещение родителей .
Самообразование и участие в опытной ,исследовательской деятельности.
3.Профессианально значимые качества личности воспитателя: профессиональная направленность , эмпатия , педагогический такт, педагогический оптимум , культура профессионального обучения , педагогическая рефлексия , зоркость.
4.Профессиональные знания ,умения ,навыки: гностические умения, конструктивные умения, коммуникативные умения, организаторские умения, социальные умения, частнометодические умения.
I.Слово «педагог» возникло в Древней Греции и означает детоводитель.
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание принимающие на себя ответственность за условия жизни и развития личности других членов.
Воспитатель дошкольного учреждения одна из массовых , современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веке, когда появились первые дошкольные учреждения.
Существуют несколько функций педагога.
Одна из важнейших – духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе. Функция современного педагога – помогать воспитанникам приспособиться к меняющимся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам нормам . В деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Общество предъявляет повышенные требования к педагогу,
вследствие чего он должен постоянно совершенствоваться ,пополнять знания общекультурного и профессионального характера , работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Профессия педагог одна из самых древних и почетных в истории человечества , возникшая много веков назад. В течение большего исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим. На основе этого формировалось объективная потребность воспитании: появлялось необходимость в подготовке их к будущей самостоятельной жизни.
Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, затем домашнее- семейных форм воспитания и обучения – инициация ( совершение ритуальных обрядов ,посвящения юношей и девушек в класс взрослых – своеобразный экзамен на взрослость).
II.Выделяют основные направления педагогической деятельности:
1.Создание педагогических условий для успешного воспитания детей (т.е. среды ,которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера).
2.Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.(Забота об укрепление физического и психического здоровья – является залогом правильного воспитания в дошкольном возрасте , поскольку , в этот период, развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения и эмоциональных проявлений. Небрежность, халатность в работе педагога – признаки его профессиональной непригодности).
3.Осущетвление воспитательно-образовательной работы с детьми .( Реализуется в планировании предстоящий работы на основе программно- методических документации, в непосредственном проведении этой работы , в анализе ее результатов).
4.Участие в педагогическом просвещении родителей ,регулировка и согласованность воспитательного воздействия семью дошкольного учреждения (Опираясь на данные психологов – педагогических, социологических исследований , педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка , помогать отдельным семьям в этом процессе).
5.Самообразование( Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и взаимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к нововведениям в области образования).
6.Участие в опытной ,исследовательской работе (Возникло в результате тенденций к обновлению, обогащению воспитательно- образовательной работы дошкольных учреждений).
Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму ( Научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога , к объему и составу мировоззренческих ,общекультурных ,психолого-педагогических, специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков).
III.Собирательным свойствам личности педагога является:
1.Профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми , профессионально ориентированных мотивов и способностей , профессиональных интересов и личностных качеств , а так же профессиональное самосознание. Характеризует определенное отношение к педагогическому труду ,обществу ,природе, окружающим людям , а так же стиль педагогического общения.
2.Эмпатия- выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка ,чуткости , доброжелательности ,заботливости, верности своим обещаниям , тактичности .
3.Педагогических такт – означает чувство меры , проявляющееся в умении держать себя подобающим образом ,соблюдения правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
4.Педагогическая зрелость – проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитие ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
5.Педагогических оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы (сформулирована в педагогических заповедях Щ.А.Амонашвили)
6.Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок», «педагог- родители», « ребенок-ребенок», «педагог-коллеги», понимание детей и окружающих ,уважение к ним ,создание положительного микроклимата.
7.Педагогическая рефлексия- это самоанализ проделанных шагов ,оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
IV.Деятельность педагога дошкольного учреждения разнообразно по своим функциям и содержанию , она предполагает владением педагогом разнообразными профессиональными умениями(Е.А.Панько):
- Гностические(от греческого~ знания)-это умение ,с помощью которых педагог изучает ребенка(его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками ,взрослыми, степень эмоционального благополучие и другое)
- Конструктивные –это умения, необходимые педагогу для проектирование педагогического процесса, воспитание детей с учетом перспектив образовательной работы. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогических целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников , с коллегами по работе ,с администрацией дошкольного учреждения.
- Организаторские- это умение распространяется как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
- Специальные умения педагога- это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, мастерить игрушки из бросового материала, показывать кукольный театр и другое.
Как и в любой другой профессии ,в профессии педагога есть свои сложности:
- Низкая заработная плата;
- Оформление большого количества документации;
- Увеличение родителей, знакомых с педагогикой;
- Постоянное развитие технологий и разработка новых методик.
Таким образом, можно сделать вывод , что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию. Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...