«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная записка:
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «этикет».
2. Закреплять знание детьми вежливых слов.
3. Упражнять в использовании вежливых слов.
4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.
Предварительная работа:
1. Загадки про этикет.
2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.
3. Правила этикета в гостях.
4. Речевой этикет.
Материал к беседе:
Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.
Ход беседы:
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете.
Дети: (Здравствуйте).
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?
Дети:
Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.
Воспитатель:
Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.
Правила речевого этикета.
1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;
2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;
4. Просить прощения за проступок;
5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;
6. Не перебивать чужой разговор;
7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.
Воспитатель:
Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.
Загадки про этикет:
1.
Очень в садик я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
И с прохожим в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал.
Дети: (Приветствия)
2.
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания»—
То слова.
Дети: (Прощания)
3.
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами.
Дети: (Извинения)
4.
Я «спасибо» говорю,
Значит, я.
Дети: (Благодарю)
5.
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
Дети: (Прошу прощенья!)
6.
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
Дети: (Вам помочь!)
7.
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
Дети: (Будь здорова!)
8.
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте.»
Дети: (Так добры!)
9.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
Дети: (Представиться!)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.
А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.
Физкультминутка:
Ванька-встанька:
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: А сейчас разучим стишки.
1.
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2.
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет.
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
2.
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
3.
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
4.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
5.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»-
Значит «будь здоров».
6.
Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.
7.
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
8.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель:
Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:
Нормы гостевого этикета:
1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;
2. Поприветствовать хозяев дома;
3. Не опаздывать к назначенному времени;
4. Соблюдать правила общения;
5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;
6. Не настаивать на своих желаниях;
7. Соблюдать правила поведения за столом;
8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;
9. Не задерживаться в гостях надолго;
10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.
Воспитатель:
Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости).
Вместо заключения:
Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию. | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.
Пояснительная записка:
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «этикет».
2. Закреплять знание детьми вежливых слов.
3. Упражнять в использовании вежливых слов.
4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.
Предварительная работа:
1. Загадки про этикет.
2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.
3. Правила этикета в гостях.
4. Речевой этикет.
Материал к беседе:
Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.
Ход беседы:
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете.
Дети: (Здравствуйте).
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?
Дети:
Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.
Воспитатель:
Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.
Правила речевого этикета.
1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;
2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;
4. Просить прощения за проступок;
5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;
6. Не перебивать чужой разговор;
7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.
Воспитатель:
Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.
Загадки про этикет:
1.
Очень в садик я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
И с прохожим в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал.
Дети: (Приветствия)
2.
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания»—
То слова.
Дети: (Прощания)
3.
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами.
Дети: (Извинения)
4.
Я «спасибо» говорю,
Значит, я.
Дети: (Благодарю)
5.
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
Дети: (Прошу прощенья!)
6.
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
Дети: (Вам помочь!)
7.
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
Дети: (Будь здорова!)
8.
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте.»
Дети: (Так добры!)
9.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
Дети: (Представиться!)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.
А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.
Физкультминутка:
Ванька-встанька:
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: А сейчас разучим стишки.
1.
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2.
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет.
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
2.
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
3.
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
4.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
5.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»-
Значит «будь здоров».
6.
Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.
7.
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
8.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель:
Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:
Нормы гостевого этикета:
1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;
2. Поприветствовать хозяев дома;
3. Не опаздывать к назначенному времени;
4. Соблюдать правила общения;
5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;
6. Не настаивать на своих желаниях;
7. Соблюдать правила поведения за столом;
8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;
9. Не задерживаться в гостях надолго;
10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.
Воспитатель:
Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости).
Вместо заключения:
Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по социально - нравственному воспитанию в средней группе "Мои друзья"
занятие направлено на формирование у детей понятия "друг","дружба",на совершествование себя как личность через общение с людьми....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
ГБОУ детский сад № 994 (1971) Конспект занятия - беседа по воспитанию культуры поведения в старшей группе №2 «Солнышко». Тема: «Что хорошо, что плохо и почему».
Цель и основные задачи:Уточнять и систематизировать знания детей о правилах этикета: умение дружить, знакомиться, разрешать конфликты, делиться с другом.Развивать готовность идти навстречу друг ...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
конспект занятия- беседы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия-беседы по духовно-нравственному воспитанию «Чему учат сказки?»...
Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Беседа о нашем городе Унеча»
Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Беседа о нашем городе»Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Беседа о нашем городе...