Проект по нравственно-духовному воспитанию детей дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
«Лучший способ сделать ребенка хорошим –
это сделать его счастливым».
Оскар Уайльд
«Волшебный мир рыцарей и принцесс»
Актуальность проекта. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Данный факт находит отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
Так статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создания условий для ее самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает, что важнейшей задачей воспитания является формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений:
общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.
Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.
В настоящее время идет постоянный поиск методов правильного нравственного воспитания детей в условиях детского сада. Основная цель – научить ребенка жить в коллективе. А родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
А.С. Макаренко считал, что наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это слёзы, эта вина перед другими людьми, перед всей страной. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста и стало основной идеей и темой проекта.
Задачи проекта:
- создать картотеку игр и упражнений по формированию первоначальных представлений о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.) и ознакомлению с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;
- разработать комплекс мероприятий по культуре поведения и общения для детей младшего и старшего дошкольного возраста;
- обогащать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»; закреплять нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни;
- развивать у детей такие чувства как справедливость, милосердие, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность ко всем людям, умение оценивать свои и чужие поступки.
Девиз нашей группы (средняя группа №6 «Вишенки»): «Ни одного дня без похвалы».
Углубленная работа по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов ведется с 2015 года и строится на принципах единства, постепенности, взаимного доверия, системности и последовательности.
Благодаря этому проекту воспитанники моей группы стали более открытыми, веселыми, добрыми, милосердными, коммуникабельными, родители дошкольников – отзывчивее, активнее, приветливее и доброжелательнее. Таким образом, мы полностью реализовали поставленные цели и задачи, обогатили опыт сотрудничества родителей и детей, научили дошкольников преодолевать робость, застенчивость, выражать свои мысли и чувства. На лицах моих воспитанников всегда только улыбки. Значит детям в нашем саду весело, хорошо и уютно! А это самое главное!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
2. Актуальность проекта (проблема) 4
3. Анализ среды (внешней и внутренней) 7
6. Ресурсное обеспечение проекта 9
7. Механизм реализации проекта 10
5. Перспективы дальнейшего развития 17
- Паспорт проекта
Таблица №1
Название проекта | «Волшебный мир рыцарей и принцесс» |
Тема проекта | «Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста» |
Автор проекта | Кузнецова Наталия Николаевна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад №116» города Чебоксары |
Проблема, на решение которой направлен проект | Дети не владеют навыками культуры поведения, общения, менее успешны в познавательной деятельности, и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе. |
Цель проекта | Целенаправленное формирование коммуникативных навыков, накопление у детей словарного запаса вежливых слов и выражений, воспитание культуры поведения и общения посредством разнообразных игр, упражнений, различных совместных мероприятий и праздников вместе с родителями. |
Задачи проекта | - Создать картотеку игр и упражнений по формированию первоначальных представлений о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.) и ознакомлению с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей. - Разработать комплекс мероприятий по культуре поведения и общения для детей младшего и старшего дошкольного возраста. - Обогащать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закреплять нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни. - Развивать у детей таких чувств как справедливость, милосердие, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность ко всем людям, умение оценивать свои поступки и чужие, чтобы им в дальнейшем было легче войти во взрослую жизнь. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2015 – июнь 2016, долгосрочный |
Ожидаемые результаты | - Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.). - Разработка комплекса мероприятий по культуре поведения и общения для детей среднего дошкольного возраста. - Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закрепление норм поведения и понимания необходимости их соблюдения в повседневной жизни. - Развитие у детей такие чувства как справедливость, милосердие, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность ко всем людям, умение оценивать свои поступки и чужие, чтобы им в дальнейшем было легче войти во взрослую жизнь. |
- Актуальность проекта (проблема)
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Данный факт находит отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
Так статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создания условий для ее самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующий специфике дошкольного возраста: ФГОС, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и с психологией.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.
Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. «Что такое хорошо и что такое плохо», но и способного к действию и поступку.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Основным принципом формирования культуры поведения и речи ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т. д.
С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества нужно с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают за собой игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребёнку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе сверстников.
Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной. И было определено следующее направление работы: систематизация и реализация материала по воспитанию и повышению культуры поведения дошкольников через проведение различных дидактических и сюжетно-ролевых игр, упражнений, мероприятий с привлечением родителей, социума. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Ведь именно подрастающее поколение будет потом в старости кормить нас - нынешнее поколение, ухаживать за нами.
- Анализ среды (внешней и внутренней)
Таблица №2
Анализ внешней среды | |
Благоприятные | Неблагоприятные |
Политические | |
Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ФЗ «Об образовании в РФ» Закон ЧР «об образовании в ЧР» | Сложности переходного периода на ФГОС ДО |
Экономические | |
Возможность внебюджетного финансирования; | Недостаточное техническое обеспечение в ДОУ; Экономическое расслоение населения. |
Возросла активность родителей в оказании помощи в ДОУ (материальной, технической, информационной и т.д.) Повысился уровень образованности родителей. | Родители недостаточно уделяют свое внимание детям, из-за недостатка времени (в связи с работой до позднего времени, частыми командировками одного из родителей и т.д.); Разный уровень социального статуса родителей. Разный уровень дохода и т.д. |
Анализ внутренней среды | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Программно-методическое обеспечение | |
Журналы «Воспитатель», методические пособия для знакомства с профессиями развивающие игры, плакаты, видеофильмы, игрушки, дидактические пособия, игры. | |
Материально-техническая база | |
ноутбук — 1 шт.; ксерокс — 1 шт.; сканер — 2 шт.; принтер — 1 шт.; проектор — 1 шт.; магнитофон с флеш-памятью -1шт.; усилители - 2 шт. |
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: целенаправленное формирование коммуникативных навыков, накопление у детей словарного запаса вежливых слов и выражений, воспитание культуры поведения и общения посредством разнообразных игр, упражнений, различных совместных мероприятий и праздников вместе с родителями.
Задачи проекта:
- Создать картотеку игр и упражнений по формированию первоначальных представлений о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.) и ознакомлению с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
- Разработать комплекс мероприятий по культуре поведения и общения для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
- Обогащать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закреплять нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни.
- Развивать у детей такие чувства как справедливость, милосердие, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность ко всем людям, умение оценивать свои поступки и чужие, чтобы им в дальнейшем было легче войти во взрослую жизнь.
- Участники проекта
- Дети средней группы №6 «Вишенки», в возрасте 4-5 лет, количество -29 человек.
- Воспитатели средней группы №6 «Вишенки»: Кузнецова Н.Н., Ксенофонтова А.К.
- Психолог - Карсакова Надежда Васильевна.
- Заведующий МБДОУ №116 г.Чебоксары- Семенова Алена Валерьевна.
- Родители воспитанников.
- Старший воспитатель – Щеглова Оксана Евгеньевна.
- Сотрудники детской городской библиотеки им. В. Чаплиной.
- Театр «Цветик-семицветик».
- Кукольный театр.
- Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые:
Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели группы, заведующий ДОУ.
Материально-технические:
Проектор, ноутбук, магнитофон с флеш-памятью, принтер, проекционный экран.
Информационные:
Презентация на тему: «Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста», дидактические игры, методические издания, Интернет-ресурсы, предметные и сюжетные картинки, тематическая литература для детей.
- Механизм реализации проекта
Таблица №3
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта. «Деятельность педагога и родителей»: • Изучить литературу по теме проекта. • Разработать этапы проекта ознакомления с навыками культурного общения. • Разработать конспекты занятий и экскурсий; • Подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения, изготовить дидактический материал для игр, тематические картины для проведения бесед. • Провести родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; • Продумать формы работы с родителями и педагогами в процессе реализации проекта. | Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. «Деятельность педагога и детей»:
| Цель: оценка эффективности проведенной работы.
|
- План реализации проекта
Таблица №4
Подготовительный этап
Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
- подбор и изучение методической литературы, диагностического инструментария. - изучение опыта работы педагогов других дошкольных учреждений по данной проблеме. - консультации специалистов. | Сентябрь | МБДОУ «Детский сад №116» г. Чебоксары | Кузнецова Н.Н., старший воспитатель Щеглова О.Е. |
-Приобретение необходимого материала в рамках Проекта. -изготовление дидактических игр и пособий. - оснащение предметно-развивающей среды. | Сентябрь-октябрь | МБДОУ «Детский сад №116» г. Чебоксары | Родительский комитет группы, заведующая ДОУ, воспитатели группы. |
- анкетирование родителей. - консультация «Как воспитать маленьких рыцарей и принцесс». -выпуск информационных листов «Психологи о воспитании культуры поведения у дошкольников». | Октябрь | МБДОУ «Детский сад №116» г. Чебоксары | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
Основной этап
Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
1.Проведение диагностики по методике М.И.Шиловой | Сентябрь 2015 г. | Группа №6 в МБДОУ №116 | Кузнецова Н.Н. |
| Октябрь 2015г. | Группа №6 в МБДОУ №116 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1.Дидактические игры «Сервировка стола». 2.Упражнение «Моя помощница – салфетка». 3.Игра «Кукольное чаепитие». 4.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 5.Показ «Дефиле одежды» (для театра, спортивная, повседневная, нарядная). 6.Совместная деятельность «Мой друг – Мойдодыр». 7.Упражнение «Взял – клади на место». Работа с родителями: 1.Индивидуальные встречи с родителями по вопросам культуры поведения 2.Кргулый стол «Будьте вежливы». 3.Совместное ведение дневников наблюдений. 4.Передача информации через записки, телефонные звонки, видео и фото материалы. | Ноябрь 2015г. | Группа №6 в МБДОУ №116 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1.Игра «Как хорошо с тобой дружить». 2.Составление сказки о дружбе детей и зверей. 3.Коллективная лепка «Три медведя». 4.Чтение, обсуждение стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?». 5.Экскурсия «Мой друг – светофор». 6.Сюжетно – ролевая игра «В гостях». 7.Игра – лото «Как мы одеваемся». 8.Экскурсия в мини – музей старины. 9.Упражнение «Уберём наш группу». 10.Игра «Мои друзья: игрушки, книги». Работа с родителями: 1.Консультация «Что такое дружить». 2.Размещение информации для родителей на стенде «Главные правила дружбы». | Декабрь 2015 г. | Группа №6 в МБДОУ №116 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1.Игровая ситуация знакомства. 2. С/р игра «Лучшее знакомство». 3. Беседа на тему «Как мы знакомимся». 4.Коммуникативная игра «Цветок доброты». 5.Игра «Вежливый ручеек». 6.Игра «В магазине». 7.Занятие «Если с другом вышел в путь». Работа с родителями: 1.Постройка снежных фигур на участке группы вместе с детьми. 2.Совместная работа детей с родителями-составление рассказов «Мой лучший друг». 3.Изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе. 4.Заучивание стихов о дружбе. | Январь 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1.Игра «Водичка, водичка, умой мое личико». 2.Обыгривание ситуации «Пострижем ноготки». 3.Игра «У педиатра в больнице». 4.С/р игра «Салон красоты». 5.Игра-фантазирование про малыша, который не соблюдал гигие-нические требования. Работа с родителями: 1.Изготовление памятки для родителей «Какие культурно-гигиенические навыки должны прививаться у детей среднего дош-кольного возраста». | Февраль 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1. Игра «Как хорошо с тобой дружить». 2. Игра «Закончи предложение». 3. Составление рассказа о дружбе. 4. Упражнение «Мы по улице идём». 5. Занятие «Умеешь ли ты дружить?». 6. Показ родителям сказки «Три поро-сёнка» на новый лад. Работа с родителями: 1.Изготовление памятки для родителей «Какие культурно-гигиенические навыки должны прививаться у детей среднего дош-кольного возраста». | Март 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1. Игра «Выбери костюм». 2. Игра «Составь цветовое решение костюма». 3. Игра лото «Как мы одеваемся». 4. Составление сказки о деталях одежды и обуви. 5. Занятие «Оденем куклу Илемпи». Работа с родителями: 1. Экскурсия в мини-музей национальной культуры (быт чу-вашской семьи). | Апрель 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
Работа с детьми: 1. Упражнение «Уберём наш дом (группу)». 2. Игра «Угощение для любителей чистоты». 3. Игра «Маленькая сказка о двух куклах». 4. Игра-фантазирование «Моя игрушка скажет обо мне» 5. Рисование «Моя любимая игрушка». 6. Занятие «Дом, в котором мы живём». Работа с родителями: 1. Консультация «Домашний праздник». 2. Экскурсия в парк им. Гузовского. | Май 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
Заключительный этап
Работа с детьми: 1. Тестирование. Работа с родителями: 1. Выпуск газеты «Какими мы стали». Работа с педагогами: 1. Презентация «Итоги проекта». | Июнь 2016 г. | Группа №6 | Кузнецова Н.Н. |
- Ожидаемые результаты
- Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.).
- Разработка комплекса мероприятий по культуре поведения и общения для детей среднего дошкольного возраста.
- Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закрепление норм поведения и понимания необходимости их соблюдения в повседневной жизни.
- Развитие у детей таких чувств как справедливость, милосердие, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность ко всем людям, умение оценивать свои поступки и чужие, чтобы им в дальнейшем было легче войти во взрослую жизнь.
- Перспективы дальнейшего развития
Работа над проектом «Воспитание культуры у детей среднего дошкольного возраста» будет продолжена в старшей и выпускной дошкольной группе. Проблема возрождения в обществе культуры поведения актуальна на сегодняшний день и непосредственно связана с развитием и воспитанием ребенка до школы. Ведь то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Список литературы
- Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М. : Педагогика, 1976. – 560 с.
- Вострухин, Т.Н., Кондрыкинская, Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет / Т.Н. Вострухин, Л.А. Кондрыкинская - 2-ое изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
- Лыкова, И.А., Шипунова, В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность : учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.
- Маханёва, М.Д., Рещикова, С.В. Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей / М.Д. Маханёва, С.В. Рещикова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Николаева, С.В. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками : Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
- Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.Ф. Островская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
- Рылеева, Е.В. Вместе веселее! : Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е.В. Рылеева. – М. : Айрис-пресс, 2004, 160 с.
- Фесюкова, Л.Б., Мирошниченко, И.В., Панасюк, И.С., Яковлева Н.В. Воспитываем и обучаем. Комплексные занятий и игры для детей 4-7 лет / Л.Б. Фесюкова, И.В. Мирошниченко, И.С. Панасюк, Н.В. Яковлева. – Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. – 208 с.
- «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб. : Речь, 2014. – 208 с.
- Черенкова, Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей / Е.Ф. Черенкова. – М. : ДОМ, 2006. – 188 с.
- Щетинина, А.М., Иванова, О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет : Методическое пособие / А.М. Щетинина, О.И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, 1985. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Мы помним Ваш подвиг"
Проект «Мы помним Ваш подвиг!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, но также он призван предостави...
Проект по по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. ( Лэпбук " Весна")
В современной практике дошкольного образования педагогами создаются различные условия для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, организации познавательной, продук...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....