Развитие речи дошкольников посредством ИКТ
материал на тему
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых новых и актуальных тем в отечественной дошкольной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_posredstvom_ikt.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников посредством ИКТ
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.
Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых новых и актуальных тем в отечественной дошкольной педагогике. Основными направлениями использования ИКТ в работе являются:
• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
• ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
• ИКТ для работы с родителями;
•ИКТ для оптимизации организации педагогического процесса: осуществление планирования, контроля, мониторинга.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую использую в своей работе, – проведение ОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Где применять?
Применяю в своей практике мультимедийные презентации в: Речевом развитии; Познавательном развитии; Социально -личностном; Физическом развитии; Чтение художественной литературы. Продуктом работы является «Банк мультимедийных презентаций». В мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, которые можно классифицировать по темам: «Игровая математика», «Путешествие по сказкам», «Развитие речи дошкольников», «Правила дорожного движения», «Уроки Айболита», «Культура поведения» и другие.
При использовании ИКТ в работе с детьми учитываю многие факторы. Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка. Обязательно включаю в ОД с использованием ИКТ игры, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Для проведения ОД с использованием мультимедийных презентаций использую мультимедийный проектор. Согласно СанПина пункта 12.21. «Образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут», расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2, 5 метра. При проведении образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий помним, что каким бы положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Положительными результатами использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми являются:
-повышение эффективности использования времени на проведение ОД с детьми;
-увеличение познавательной активности дошкольников во время проведения ОД и, как следствие, увеличение объема усвоения программного материала;
- рост положительной мотивации к процессу обучения за счет комфортных психологических условий работы с детьми;
-создание банка мультимедийных презентаций по различным образовательным областям, дидактических компьютерных материалов с различными игровыми заданиями и упражнениями. На вопрос «Нужен ли компьютер в группе?», с полной ответственностью отвечаю: «Да. Он просто необходим!» дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; раньше овладевают чтением и письмом; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. тренируется эффективность внимания и память; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз, уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; активно пополняется дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; словарный запас; глубже постигаются понятия числа и множества;
Структура ОД с использованием компьютера
Занятие состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Основная часть ОД включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу: последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Приоритетным направлением моей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.
Сегодня хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают в работе. Мы видим их необходимость, как для себя, так и для детей, и в работе с родителями.
С детьми ИКТ используем в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Обучение через игровую или практическую деятельность
5. Повышение интереса к проблеме.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:
- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;
- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.
Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация.
Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Поэтому главная цель моей работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить нормативные законодательные документы, педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
• обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;
• использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;
• создать набор интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя по развитию речи.
Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.
2. Отбор речевого и наглядного материала.
3. Техническое исполнение презентации.
Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:
· Звуковая культура речи.
· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
· Формирование лексико - грамматического строя речи.
· Развитие связной речи.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
· обеспечивает наглядность;
· привлекает большое количество дидактического материала.
И в целом, способствует повышению качества образования.
Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят следующие позитивные факторы:
1. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.
Ткаченко В.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики
"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...
Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...
Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
В работе используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Учебно-методические материалы...
Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм ра...
Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"
quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....