Восприятие ведущий познавательный процесс.
консультация на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_vedushchiy_poznavatelnyy_protsess.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие ведущий познавательный процесс.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка. Например: лепка, рисование, конструирование и т.д.

Значение восприятия в дошкольном возрасте велико, т.к. является фундаментом для психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания). Если восприятие не сформировано, то и другие психические процессы будут отставать в развитии.

Психологические особенности восприятия:

- восприятие объединяет свойство предметов в целостный образ предмет.

- восприятие объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации.

- восприятие объединяет весь полученный опыт.

Виды восприятия:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодию.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

- Если у ребёнка недостаточная сформированность зрительно - пространственного  восприятия и представлений (т.е представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу; недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза. Мы имеем предпосылки  к зеркальному  письму дошкольника.  Поэтому не дожидаясь появления устойчивых нарушений письма, по возможности нужно проводить профилактику и развивать навыки у ребёнка. Начинать здесь  следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем надо научить ребёнка ориентироваться  в собственном теле, то есть воспитывать умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу ,правую щеку и.т.д. Следующий этап работы- развивать ориентировку в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребёнку  надо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой  его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке- слева. После этого ребёнку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. ( Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?).  Когда  ребёнок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: альбом справа от книги(а не от самого ребёнка),ручка слева от тетради и.т.д. И только после того, как ребёнок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. д. На заключительном этапе ребёнка  учим ориентироваться на листе бумаги. Для этого лист А4 делится на 4 части. Ребёнка просим показать правый верхний квадрат, левый нижний квадрат и.т.д. Можно ребёнка попросить нарисовать какую-нибудь фигуру в определенном квадрате.

II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОГО» ПИСЬМА

Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.

1.  Игра «Виртуальный паук»

http://sckazcka13.ru/images/zpb2.png

Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок  передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок  определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.

1 – центральный квадрат

2 – правый центральный квадрат

3 – левый центральный квадрат

4 – верхний центральный квадрат

5 – нижний центральный квадрат

6 – правый верхний квадрат

7 – правый нижний квадрат

8 – левый верхний квадрат

9 – левый нижний квадрат

http://sckazcka13.ru/images/zpb3.png 

2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

3.  Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы),  в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7.  Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

 http://sckazcka13.ru/images/zpb4.png

8.  Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

9.  Демонстрация букв в разном положении.

 http://sckazcka13.ru/images/zpb5.png

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

 http://sckazcka13.ru/images/zpb6.png

11.  Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и  строчные.

 http://sckazcka13.ru/images/zpb7.png

12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.

13.  Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек.

Из трёх палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж

Из двух палочек – Т, Л, Х, Г.

Из четырёх – Ш, М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие - один из видов познавательных процессов.

Восприятие является базовым фундаментом общего умственного развития, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Восприятие помогает в успешном овладении многими видами деятельности. Важно свое...

Консультация для родителей «Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста».

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится от...

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...

Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями

Материал представляет собой  описание нескольких развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения для взрослых - педагогов и родителей. Игры рассчитаны на детей 3-6 лет с ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."

Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."...