Восприятие - один из видов познавательных процессов.
статья (старшая группа) по теме
Восприятие является базовым фундаментом общего умственного развития, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Восприятие помогает в успешном овладении многими видами деятельности. Важно своевременно установить способность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_microsoft_office_word.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие – это один из видов познавательных процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир.
Стрельникова Стефа Ивановна
учитель-дефектолог МБДОУ д/сад №20 «Дельфин»
г. Саяногорск, республика Хакасия.
Восприятие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) их формирование затруднено, отмечается низкий уровень развития восприятия, оно характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате этого возникают трудности в ходе начального обучения.
Изучение процесса зрительного восприятия детей с отклонениями в развитии показало, что недостатки развития этого психического процесса сочетаются с проблемой формирования мыслительной деятельности, снижают их возможности в обучении.
Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) хуже своих нормально развивающихся сверстников ориентируются на плоскости листа: не могут расположить предмет или рисунок в заданном месте, при выполнении графических заданий пропускают строчки и клеточки. Они плохо анализируют формы геометрических фигур, не могут соотнести предметы по двум – трем признакам: цвет, форма, величина. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, толщина, высота). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделять основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.
Скорость восприятия детей с ЗПР характеризуется выраженной замедленностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Им требуется больше времени для приема и переработки информации.
Восприятие, включенное в структуру познавательной деятельности ребёнка, оказывает непосредственное влияние на реализацию остальных психических процессов.
Таким образом, у детей с ЗПР исследователи выделяют следующие особенности восприятия:
- низкий уровень развития и замедленная скорость восприятия;
- трудности в зрительном, слуховом, тактильном восприятии, а также при определении величины, цвета, формы предмета, его пространственном расположении;
- недостаточная точность и гибкость восприятия;
-неумение выделять основные элементы предмета, обследовать предмет, различать его свойства, затруднен процесс анализирующего восприятия;
-сенсорный опыт детей долгое время не закрепляется и не обобщается вербально.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с ЗПР важно постоянно обогащать чувственный опыт, формировать наглядные представления о различных вещах, активно использовать игру для ознакомления с окружающим и формирования элементарных математических представлений.
Игры, развивающие восприятие ребенка, которые мы Вам предлагаем, по своему содержанию не сложные и не требуют специального оборудования.
Виды восприятия | Цели | Игры | Оборудование |
зрительное | Формирование восприятия отдельных свойств и явлений: формы, цвета, величины, пространства, целостного образа предметов. | «Что не дорисовал художник?» «Пересекающиеся линии» «Что изображено на картинке?» «Целостное восприятие предмета» «Найди знакомые формы» «Сложи рисунки из фигур» «Какого цвета предмет?» «Найди похожие овалы». | Картинки в соответствии с целями игры. |
слуховое | Восприятие свойства предметов с помощью осязательных органов чувств. | «Что звучит?» «Кто позвал?» «Кто «разбудил» куклу» «Различи звук и мелодию» «Громко» - «Тихо» | Вода, стаканы, ложечка, бумага, целлофановый пакет, погремушка, бубен и др. |
осязательное | Восприятие свойства предметов с помощью осязательных органов чувств. | «На что похоже?» «Чудесный мешочек» «Назови, какие предметы гладкие, твердые, колючие, скользкие, мягкие» (На картинках). «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет». «Какой предмет тяжелый, легче, самый легкий» | Игрушки для «Чудесного мешочка»; дощечки; предметы, разные по весу. |
обонятельное | Восприятие свойства предметов с помощью органов обоняния. | «Закрой глаза и угадай предмет по запаху». «Постарайся вспомнить, как пахнут эти предметы» «Что это?» | Лук, чеснок, яблоко, шоколад, духи и другие предметы с запоминающимся запахом; косынка. |
вкусовое | Восприятие свойства предметов с помощью органов вкуса. Дать представление о четырех вкусовых эталонах: кислое, сладкое, соленое, горькое. | «Вспомни вкус этих продуктов и назови его». «Закрой глаза и угадай, что я тебе дала попробовать». | Продукты, картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов. |
кинестетическое | Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. | «Выполни команду». «Повтори за мной» «Сделай по рисунку и замри» «Море волнуется» | Таблицы с изображением различных поз, которые могут повторить дети. |
Таким образом, занимаясь с ребенком ежедневно, можно стимулировать развитие различных органов восприятия, тем самым помочь ребенку лучше понять окружающую его действительность. Желаем Вам успехов в воспитании детей. И помните, что через игру ребенок развивается и познает мир.
Литература.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Венгер П.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию
дошкольников. М.: Просвещение, 1978.
Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого– педагогического
обследования детей в медико-педиатрических комиссиях. М.:
Просвещение, 1985.
Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.: Высшая школа, 1989.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет/Художники
Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология//Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на РМО "Проект - один из видов познавательного развития детей дошкольного возраста"
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....
"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)
Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....
«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....
План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...
Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»
Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...
Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит, личностно-ориентирована на каждого ...
План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...