Единство двух институтов в воспитании ребенка
статья на тему
Материалы республиканской научно-практической конференции
Никольские чтения:современные подходы к взаимодествию с семьями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinstvo_dvuh_institutov_v_vospitanii_rebenka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единство двух институтов в воспитании ребенка»
Раннее и дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются основы физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17.10.2013 № 1155) проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной. Усилена государственная поддержка семей, которая выражается в доступности дошкольного образования, квалифицированной консультативно помощи, психолого-педагогической поддержке семьи, в повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей раннего и дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья [1].
Социально-эконмические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце 20-21 в., повлекли за собой изменение привычного уклада жизни в нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:
- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;
- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
-личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
-глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.).
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужны поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского сада, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья - улица - детский сад».
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
К сожалению, в практике работы детского сада с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие. Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.
Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой)[2].
Перед родителями стоит сложная задача - направлять детей, оберегать и контролировать их, а также руководить ими и в то же время делать это так, чтобы по мере взросления дети становились все более и более самостоятельными. Самым важным показателем качества родительства большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции (А. Бодалев, А. Варга, 3. Матейчек, О. Сермягина, Г.Хоментаускас и др.). У родителей, похоже, нет особого выбора: доверять своему ребенку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления все больше доверия к его умениям, самостоятельности, инициативности, либо держаться в рамках контролирующе-дисциплинирующего воспитания.
Исследования и опыт семейного воспитания показывают: рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребенку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу по наследству сыну или дочери своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают детей свободы и независимости.
Многие исследования показывают: по мере осмысления своих взаимоотношений с ребенком у родителей происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают позитивные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия детей (Л. Абрамян, Е. Арнаутова, В. Дуброва, А. Кошелева, О. Лобза и др.).
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу. «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...» Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. Опыт работы дошкольных учреждений - экспериментальных площадок показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма[3].
Список литературы:
- Под ред. С.С.Прищепа, Т. С. Шатверян. - М.: Мозаика – Синтез / Партнерство дошкольной организации и семьи. - 2016.
- Е. С. Евдокимова, И. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2002. - № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача....
«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»
В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное....
«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»
В статье рассказано, как семья влияет на развитие личности ребенка....
Статья для педагогов «Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду».
Статья для педагогов«Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду»....
Консультация «Единство в вопросах воспитания ребенка»
Материал поможет родителям разобраться в вопросах воспитания детей , создании единства между родителями и старшим поколением(бабушкамии дедушками) в данном направлении....
Мастер- класс ( для родителей) Тема: «В чем состоит единство действий родителей и педагогов в воспитание ребенка?» (Единство требований в ДОУ и семье)
Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происх...
"Единство в воспитании ребенка"
Памятка для родителей...