Статья для педагогов «Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду».
статья на тему
Статья для педагогов
«Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка
в семье и детском саду».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составила: Воспитатель МБДОУ №16 г. Нижнекамск
Миннишаехова Регина Евгеньевна
Статья для педагогов
«Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка
в семье и детском саду».
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. В этот период формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов.
Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, - приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Поэтому для полноценного развития ребенка необходимо плодотворное сотрудничество всех взрослых его окружающих.
Требования к ребенку, а также цели, формы и содержание воспитания ребенка в семье и детском саду должны быть едиными. Несогласованность и непостоянство в требованиях ведут к тому, что ребенок теряет ориентировку, не понимая, как он должен действовать. Более возбудимые дети, которым труднее сдерживать себя. Перестают подчиняться требованиям взрослых; более «сильные» пытаются приспосабливаться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них сложной задачей.
Длительное пребывание ребенка в состоянии психологического дискомфорта и социальной дезориентации может привести к серьезным отклонениям в здоровье ребенка как психическом, так и соматическом.
Не секрет, что в настоящее время сильно возросло количество психических заболеваний у детей (от состояния повышенной тревожности, до более серьезных нарушений психики).
Таким образом, вовлечение родителей в педагогический процесс - это не просто желание педагогов переложить часть своих «должностных обязанностей» на родителей, а один из важнейших компонентов воспитания физически - психически - и социально- благополучной личности, т.е. здорового, в широком смысле этого слова, человека.
Кроме того, на дошкольные образовательные учреждения государством возложена обязанность по вовлечению родителей в процесс воспитания детей.
Это требование закреплено в Типовом положении о ДОУ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №667, и разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Но во взаимоотношениях «детский сад – родители» не все так просто. И это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня.
В работе с родителями главное - это сделать их союзниками педагогов, соучастниками и полноправными партнерами процесса, а не равнодушными наблюдателями или придирчивыми критиками.
Что же мешает наладить, сотрудничество детского сада и семьи. Причин много.
Во-первых, родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, делаем все, что можем, а воспитывают и учат пусть педагоги» - так считают многие из них. Налицо снижение родительских функций. Отсюда отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Да, родители заняты, загружены, но разве это может стать, оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями своего ребенка снижена до нуля?!
Во-вторых, сами воспитатели плохо идут на контакт, часто не умеют и не хотят найти общий язык с родителями, обратить его внимание на ребенка, заинтересовать жизнью детского сада и тем, как его ребенок себя проявляет. Для этого надо иметь ответственное и неформальное отношение к своей профессии и быть достаточно коммуникативным человеком.
В-третьих, родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.
В - четвертых, в современном мире технократическая цивилизация навязала свои идеалы и принципы, которыми сегодня живут многие, особенно молодые родители. В таких семьях иные приоритеты, иные понятия, иные идеалы, искажены моральные и нравственные нормы. А «наши детские сады (как пишет Валерий Антиков) в это трудное, грозное время стоят как заставы богатырские, сохраняя идеи добра, нравственности, красоты в воспитании детей».
И это правда, сохранив известный консерватизм, дошкольное воспитание тем самым сохранило то доброе, что было им накоплено за годы своего существования.
В воспитании детей из таких семей возникают большие трудности. Дома им внушается одно, да и пример родителей перед глазами. В детском саду другие требования, иные «идеалы». «Перевоспитывать» родителей нереально. Но как быть ребенку в таких условиях? Как приспособиться к противоречащим друг другу требованиям? Какой психологический дискомфорт ощущает ребенок, какой постоянный стресс испытывает.
Нельзя умолчать и о таких негативных явлениях, как пьянство родителей, безнадзорность детей. Трудно ожидать от таких родителей какого-либо сотрудничества. Им безразлична судьба детей и их «воспитание» сводится к
ругани, физическим наказаниям, моральным унижениям, таких детей чаще всего воспитывает улица.
Еще одно обстоятельство может стать причиной отчуждения - отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей. Мама, к примеру, хотела бы сотрудничать с педагогами, но папа останавливает ее, и наоборот.
Еще одной причиной, по которой не возникает необходимого взаимодействия, может стать не удавшийся контакт, неудачный разговор, непонимание между воспитателем и родителем или конфликт между воспитателем и ребенком. Конечно, трудно говорить с человеком, у которого другое видение жизни, задач воспитания, подходов к ребенку, который обидел или унизил взрослого или нанес психологическую или физическую травму ребенку.
Много мудрого терпения и терпимости, великодушия и доброй воли нужно обеим сторонам, чтобы это преодолеть ради ребенка, его комфортного состояния в коллективе.
Одной из причин отказа родителей от сотрудничества является и то, что некоторые родители, проявляя «педагогическое» рвение штудируют горы разнообразной литературы, которая буквально наводнила книжные прилавки, не задумываясь о том, что во-первых, часть этой литературы переведена с иностранных языков, (причем порой недостаточно профессионально). А это значит, что в этой литературе приведена воспитательная система другой страны.
А другая страна - это прежде всего иной менталитет, иная, культура, иные приоритеты и идеалы нравственности.
Во-вторых, даже отечественная педагогическая литература, издаваемая сегодня множеством разнообразных издательств, не всегда соответствует государственным образовательным стандартам, а порой бывает и совершенно непрофессионально написанной. Такая литература, не может служить руководством для воспитания детей. И, естественно, начитавшись таких «псевдопедагогических» трудов, родители не хотят прислушиваться к советам воспитателей, считая, что с воспитанием своих детей они справятся сами, а задача воспитателей ДОУ состоит в том, что бы присматривать за их чадом, потакать его капризам, исполнять его желания.
Так же одной из причин нежелания родителей сотрудничать с педагогами ДОУ является, то что родители считают: ребенок должен получить в детском саду как можно больше знаний, а остальное все не важно, и только отвлекает детей от главного, забивает их головы всякой ерундой.
Такой взгляд на дошкольное воспитание в корне неверен и необходимо в этом убедить родителей. Еще великий русский врач, хирург и педагог Н.Пирогов говорил: « Воспитание должно идти впереди образования». И это очень важно, потому что никакое образование не способно компенсировать недостаток воспитания. Не воспитанный в добре, красоте, любви человек не сможет «распорядиться» своим образованием по-мудрому...
Независимо от причин необходимо пытаться преодолеть создавшуюся ситуацию. И делать это надо ради детей.
Чтобы добиться результатов в работе с родителями, педагог должен настроить себя на долгую, кропотливую работу, запастись терпением и выдержкой, призвать на помощь всю свою мудрость, энергию и опыт.
Работа с родителями должна включать в себя следующие направления: Первое:
Изучение семей воспитанников. Это необходимо для того, чтобы знать, в каких условиях живет ребенок, какие взаимоотношения в семье, какое отношение к ребенку, какие воспитательные методы и приемы используются в воспитании ребенка, насколько взрослые, окружающие ребенка педагогически компетентны. Эти сведения помогут педагогу понять причины тех или иных проблем ребенка и целенаправленно планировать как работу с ребенком, так и с его родителями.
Второе:
Повышение правовой психолого-педагогической культуры родителей. Это необходимо для обеспечения единства требований к ребенку, задач, форм и содержания воспитания в детском саду и семье.
Третье:
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогами детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
Традиционно сложилось, что работа с родителями в ДОУ включает в себя следующие формы:
- Родительские собрания групповые и общие.
- Семинары, практикумы.
- Беседы и консультации, индивидуальные и групповые.
- Наглядные методы работы с родителями (стенды, папки- передвижки, ширмы, раскладушки, стенды-выставки, информационные листы, стенные газеты, альбомы, уголки и т.д.)
Не секрет, что родители не любят собраний, редко кто из них обращает внимание на материалы, размещенные в уголках для родителей, а во время бесед и консультаций не получается диалога, анкеты и опросники также не пользуются популярностью, папки-передвижки возвращаются неизученными. Как же быть, как наладить взаимодействие с родителями, как заинтересовать их?
В последнее время педагоги ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий.
Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии
ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.
- Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них;
- Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе;
- Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми;
- Рассказывая родителям о плохом поведении других детей группы, воспитатель невольно становится «соучастником процесса приклеивания ярлыков». Это непрофессионально. Взрослый и так имеет преимущество в отношениях с ребенком, а пытаясь его увеличить, прибегая к так называемому общественному мнению, он только провоцирует нежелательные формы поведения детей, а не способствует их коррекции.
- Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно-хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым в конце концов мешает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы»
- Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к детскому саду.
- Педагог должен быть неизменно доброжелательным, всегда иметь хорошее настроение, быть внимательным к детям и их родителям.
Но необходимо помнить, что насильно ничего сделать невозможно. Сделать что-то можно, только если удастся достичь взаимного уважения, доверия, пробудить в отце или матери родительские чувства, интерес к своему ребенку как личности.
Что может способствовать этому? Вы все наверняка замечали, что на праздниках в детском саду родители преображаются - тает ледок, загораются глаза. Чаще всего это происходит тогда, когда праздники проходят неформально, т.е. по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребенка, быть может, новое, более теплое к нему отношение. Возникает и благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает. Поэтому периодические праздники, театрализованные действия, вечера развлечений с приглашением родителей нужны и полезны. Это пока основное, что хоть как-то сближает родителей и педагогов.
Помогает сближению и такой прием, как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки). Очень важно, если при этом воспитатель скажет одно-два слова похвалы ребенку - как он старался, что преодолел, чему научился. Посоветуйте родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место - это стимулирует ребенка к новым достижениям. Своим чутким, внимательным отношением к ребенку воспитатель показывает родителям, как им нужно относиться к своему малышу. Выставки детских работ, их хорошее оформление также этому способствуют.
Большинство родителей хотят знать, как их ребенок проявляет себя без них. При этом они хотят знать только положительное, ибо им часто не хватает именно позитивного видения своего ребенка. Как, правило, родители больше ругают, чем хвалят своих детей, поэтому, каждое доброе слово об их ребёнке как бальзам на душу. Этому помогает авторитетное мнение. Как мрачнеют родители, когда в конце дня узнают о ребенке что-то негативное: кого-то обидел, что-то не так сделал, чего-то не хотел делать.
Воспитатель жалуется на ребенка, и родитель, не умеющий бережно и аккуратно его воспитывать, обрушивает на сына или дочь свой гнев. Раздражение, недовольство воспитателя передались маме или папе и вылились на ребенка с удвоенной, утроенной силой. В результате страдает ребенок, а позитивных изменений в его поведении нет. И не может быть, потому что ребенок не так устроен: его воспитывают, в нем пробуждают лучшее, открывают новое, более совершенное только любовь, добро, терпение и терпимость взрослых, поощрение каждого маленького шага в сторону старания, желание сделать что-то доброе...
Можно организовать для родителей «семейный клуб», где
Ушли в далекое прошлое родительские собрания с длинными, скучными докладами. На смену им пришли нетрадиционные формы проведения собраний: встречи за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, КВНы, диспуты, «огоньки» и т.д.
Практика показала, что если воспитатели творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, на собрании приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, оно проходит живо, интересно, результативно.
Если воспитатели не составляют длинных речей-монологов, а ведут беседу, умело используя педагогические ситуации, вызывая родителей на разговор, записывают рассказы детей на магнитофон, готовят слайды, показывают занятия по теме собрания, организуют разнообразные
выставки, то такие собрания не могут не заинтересовать родителей, не вызвать интереса к диалогу, желания сотрудничать с ДОУ.
Можно в детском саду проводить разнообразные конкурсы для родителей: «Поделки из природного материала», «Игрушки-самоделки», «Любимые персонажи сказок», «Лучший игровой уголок», «Поделки из бросового материала» и т.д. Одним из условий конкурса провозгласить участи ребенка в работе над экспонатом выставки. Совместная работа сближает детей и родителей, наблюдая за работой родителей, дети пытаются им подражать, тем самым приобретают определенные навыки, кроме того, в процессе совместной работы происходит общение ребенка с родителями, чего так не хватает нашим детям. Любуясь результатом совместного труда, ребенок с гордостью скажет «Это мы с папой сделали».
Интересны родителями и семинары-практикумы, где теоретический материал, изложенный педагогом закрепляется на практике.
На стенде «Для вас, родители» можно открыть рубрику «О наших детях», где будет размещаться информация о том, чем занимались дети в детском саду и рекомендации для родителей, как можно продолжить изучение данной темы дома.
Родители каждого ребенка должны знать возрастные особенности детей, их возможности. Необходимо также ознакомить их с программой, по которой работает детский сад, с ее требованиями, а так же с перечнем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть их ребенок в конце учебного года. (Пример из личной практики)
В индивидуальной работе с родителями нужно шире использовать папки-передвижки, папки-раскладушки. Желательно подготовить такие папки для родителей по всем разделам воспитательно-образовательной программы.
Родителям предлагается в течение недели изучить материалы папки, после чего воспитателю необходимо побеседовать с родителями о содержании помещенного в папке материала.
Большое впечатление производят на родителей рассказы детей о своей семье, записанные на магнитофон. Прослушав такую запись на родительском собрании многие родители впервые задумываются о том, а какими их видят собственные дети, Какими они видят взаимоотношения в их семье, какое место, по мнению ребенка, он занимает в жизни родителей, семьи.
Такой же эффект производят на родителей рисунки детей о семье с их собственными комментариями. Если сюда добавить еще и комментарий педагога-психолога, то родителям будет над чем задуматься...
Меняются времена, меняются политические системы, меняются взгляды на воспитание и образование, но неизменным должно оставаться одно: родители были, есть и должны быть всегда самыми близкими для ребенка людьми, первыми его воспитателями. Даже не обладая специальными педагогическими знаниями, родители должны чувствовать своего ребенка, должны любить его и быть искренне заинтересованные в том, чтобы воспитать из своего малыша достойного члена общества.
Хотелось бы, чтобы в каждом детском саду на видном месте размещался красочно оформленный стенд «Десять заповедей родительства». В этих заповедях мудрость многих поколений, мудрость народной педагогики. Хорошо бы если бы каждый родитель знал и выполнял эти «заповеди»
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:
- - Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- - Не думай, что ребенок твой: он божий.
- - Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
4 - Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- - Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- - Не унижай.
- - Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь - и не делаешь.
- - Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- - Умей любить чужого ребенка, никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. - Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся. Потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Большую помощь педагогам в работе с родителями могут оказать следующие издания:
- Книга Т.Н.Дороновой «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Москва 2002г.
Цель этого пособия состоит в том, чтобы помочь работникам дошкольных Образовательных учреждений в проведении работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
Первый раздел ваш и посвящен описанию подготовки педагогического коллектива к работе с родителями. Определено обязанностей между сотрудниками и планирование работы по повышению правовой культуры родителей.
Во втором разделе представлены практические рекомендации по работе с родителями.
- Две брошюры Н.М. Метеновой «Родительское собрание в детском саду» и «Родительское собрание» В этих брошюрах рассматривается нетрадиционная методика проведения родительских собраний в детском саду, позволяющая повысить эффективность работы с родителями и детьми. В помощь воспитателям здесь же предлагается конспекты ряда родительских собраний с актуальной тематикой по каждой возрастной группе.
- Кроме того, много интересного материала по работе с родителями можно найти в журналах «Дошкольное воспитание».
Работая с родителями нужно помнить: взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удерживаться от всплесков эмоций, разочарований, надо представл ять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - будьте уверены: - обязательно будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью до...
Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в ...
Формы и технологии эффективного сотрудничества семьи и детского сада
Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС....
Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада
Работа учителя-логопеда с родителями является очень важным направлением его деятельности, так как семья всегда является бесспорным авторитетом для ребёнка и как никто влияет на развитие и формирование...
Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада.
Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада....
Консультация «Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду»
Современное общество - требует современных подходов к работе с родителями. В своей консультации я попыталась собрать самые интересные и нетрадиционные формы работы с семьей....
Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому ...