Проект: Работа педагога по формированию речевой компетентности в средней группе
проект (средняя группа) на тему

Балухатая Любовь Александровна

Развитие речи – неотъемлемый элемент работы по формированию личности. Грамотная и разнообразная устная речь у ребенка в средней группе – результат различных занятий под руководством воспитателя. Немаловажную роль в формировании правильных речевых навыков играют практические подходы и общение со сверстниками, родителями, воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_kompetentsii.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Работа педагога по формированию речевой компетентности в средней группе»

Актуальность:

     Развитие речи – неотъемлемый элемент работы по формированию личности. Грамотная и разнообразная устная речь у ребенка в средней группе – результат различных занятий под руководством воспитателя. Немаловажную роль в формировании правильных речевых навыков играют практические подходы и общение со сверстниками, родителями, воспитателями.

     Работа по развитию речи тесно связана со множеством педагогических приемов. Все они призваны привить навыки общения, создать необходимый словарный запас у ребенка, пробудить интерес к познанию окружающего мира через использование речевого аппарата.

     Возраст, свойственный воспитанникам средней группы, предполагает активное познание окружающего мира и себя как части социума. Происходит закладка базовых параметров устного общения: умение лаконично и образно высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и поддерживать диалог, пересказывать, аргументированно объяснять суть вещей и явлений.

     Одним из условий речи успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя.

     Речевая компетентность – важнейшее качество личности, определяющее последующий успех и востребованность в обществе. Такие необходимые свойства, как коммуникабельность, эрудированность, обучаемость, уверенность в себе, доброжелательность и терпимость, – все это закладывается на этапе развития речи.

Цели и задачи проекта:

Цель: Развитие многообразной, этически и грамматически правильной речи .

Задачи:

  1. Формирование словаря
  2. Связность речи
  3. Воспитание звуковой культуры
  4. Ознакомление с художественной литературой
  5. Привитие навыков общения

Формы работы:

-Развитие компетентности: 1. Развитие мелкой моторики

                                               2. Познавательные беседы

                                               3. Чтение и пересказ материала

                                               4. Иллюстративные материалы

                                               5. Дидактические игры

                                               6. Театральные постановки

Развитие мелкой моторики:

     Мелкая моторика развивает внимание, память, зрительное восприятие, пространственное представление. Все это сопутствует формированию правильных навыков общения и речи.

     Связь образного мышления и механической памяти. Образность, четкость и скорость мышления – путь к богатой и разнообразной речи.

     Жесты и символичность в ходе пальчиковых игр позволяют ускорить формирование словарного мышления, упрощают запоминание новых терминов.

Познавательные беседы:

     Беседа – базовый элемент общения. Такая форма работы прививает навыки изложения, развивает память и образность речи.  

     Беседа – превосходный инструмент коммуникации, развивающий у детей умение анализировать и вникать в суть вещей, понимать природу явлений и предметов. Поскольку это коллективное занятие, то беседа позволяет в простой и доступной форме адаптировать ребенка к обществу, развить навыки общения в нестандартных ситуациях.

     Но главное: беседа прививает умение внятно и образно рассказывать, описывать разнообразные предметы, упражняет в составлении рассказа по картине, созданной ребенком с использование м раздаточного дидактического материала. Закрепляет умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные фрагменты сказок. Также беседа тренирует способность к запоминанию слов.

Приведем часто используемые темы бесед:

  1. Рассматривание и обсуждение одежды на кукле
  2. Рассматривание картины с последующей дискуссией и обменом мнениями
  3. Чтение и пересказ рассказа или сказки
  4. Наблюдение за поведением птиц и природными явлениями

     Тем для бесед может быть великое множество – это зависит от фантазии и кругозора воспитателя, стремящегося вовлечь детей в познавательное общение, пробудить интерес к узнаванию. При этом, посредством выстраивания ассоциативных связей, улучшается запоминаемость материала.

Чтение и пересказ материала:

     Совместное чтение сказок, рассказов, стихов, потешек – традиционная и весьма эффективная форма работы с детьми. В основе данного подхода – умение заинтересовать лучшими образцами зарубежной и отечественной детской литературы. Благодаря большому количеству иллюстрированных изданий, всегда есть возможность разнообразить темы для чтения и последующего пересказа с детьми.

    Чтение детям книг и наглядных пособий позволяет сформировать понимание того, что из книги можно узнать много интересного, тем самым готовя воспитанников к самостоятельному чтению в более старшем возрасте. Немаловажны колоритные и разнообразные иллюстрации в произведениях, т.к. они рождают образы, увлекают детей. Все это мотивирует к изучению материала.

    Очень важна роль воспитателя в чтении, т.к. он побуждает детей к обсуждения пройденного материала, а также зачитывает наиболее понравившиеся фрагменты произведения, помогая сформировать личностное отношение к сюжету и персонажам произведения. На стадии восприятия художественного материала у ребенка складывается ассоциативный ряд, позволяющие ему занять ту или иную позицию, сделать выводы  о правильности и этичности поведения того или иного персонажа. Эмоциональное погружение в сюжет книги развивает у ребенка умение сопереживать, дает духовные ориентиры.

     Чтение увлекает детей, помогая заучивать пройденные стихотворения, несложные интересные считалки, – в итоге это прекрасно дополняет работы по развитию речевой компетенции.

Всем известны сказки и рассказы, наиболее любимые детьми: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко» и великое множество других. А также потешки: «Гуси, вы гуси…», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко» и другие.

Иллюстративные материалы:

     Использование иллюстративных материалов в занятиях по развитию речевой компетенции помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

     Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

     Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.

Но после того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.

      Однако, есть и исключения из изложенного. Например, в случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» содержат изображения главных героев. Дети наглядно видят процесс трансформации главного героя Иванушки под влиянием обстоятельств и сюжета.

Дидактические игры:

     Игры вообще, и дидактические игры в частности, - рациональная и удобная форма обучения и развития. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Это один из методов активного обучения, когда в ходе игрового процесса дети легко воспринимают новую информацию. Интерактивность, увлекательность, естественность существенно ускоряют усваивание нового материала.

      Но главное: в процессе дидактических игр дети свободно и легко овладевают более сложными приемами построения фраз и предложений. Так как процесс игры происходит под контролем воспитателя, последний всегда может поправить неверно выстроенную фразу. Сразу вслед за этим происходит повторение и закрепление верный речевой оборот.

Театральные постановки:

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты.

    Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.

      Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.

     Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Краская информация по формированию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы с педагогами по формированию ИКТ -компетентности

Перспективный план работы с педагогами по формированию ИКТ -компетентности...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»

Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...

Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»

Перспективный план работ   по теме:   «Формирование связной речи детей средней группы  посредством инсценировки литературных  произведений»...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов (из опыта работы)

В тезисной статье рассказывется о реализации исследовательских мини - проектов с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....