"Фиолетовый лес" как средство предметно-развивающей среды группы ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

В статье я делюсь опытом по использованию "Фиолетового леса" (автор Воскобович В.) для решения задач по формированию математических представлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fioletovyy_les.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовый доклад

Тема: «Фиолетовый лес» как средство  предметно-развивающей среды группы ДОУ.

Воспитатель: Балабанова Рахиля Мансуровна

МБДОУ «Детский сад №55 «Радость»

«Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. «От того как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» Л. А. Венгер. Для решения задач по формированию элементарных математических представлений я с в своей работе использую развивающею сенсорную среду «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

Наглядно-дидактический материал «Фиолетовый лес» представляет собой ковролиновую основу с нанесённым рисунком и дополнительными элементам.

На игровое поле элементы крепятся на липучки: (озеро (1 штука), дерево ажурное (1 штука), дерево фиолетовое (1 штука), дерево красное (1 штука), дерево разноцветное (1 штука), ель 1 (1 штука), ель 2 (2 штуки), солнце (1 штука), золотой плод (5 штук), лист фигурный (10 штук), лист ажурный (10 штук), листья 4 цветов (красный, желтый, зеленый, голубой) и 3 размеров (большой, средний, маленький) - 72 штуки, следы (5 пар), цветок (1 штука), бабочка (2 штуки), птица (3 штуки), ласточка (1 штука), лягушка (1 штука), мышки (2 штуки), ежики (2 штуки), змейка (1 штука), ящерица (1 штука), стрекоза (1 штука), божья коровка (1 штука), улитка (1 штука), лист кувшинки (2 штуки), цветок кувшинки (2 штуки).

Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы. С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для детей.

Фиолетовый лес включает в себя различные  игровые зоны: Чудесная поляна, озеро Айс, город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Есть герои, живущие в этих областях. Самый главный герой – волшебный мальчик Гео. Он похож на настоящего мальчика, он доверчив,  любит помогать другим и очень сообразительный. Пожилой, мудрый паук Юк и его внучата помогут детям найти дорогу через цветочную поляну, научат создавать цветы из геометрических фигур. На этой же поляне можно встретить ворона Метра, который поможет детям сосчитать жителей Фиолетового леса  На озере Айс ребят ждут приключения в компании Незримки Всюсь и хранителя озера Айс. В городе говорящих попугаев детей будут сопровождать Эник и Беник они проводят игроков в особенный мир и предложат поиграть в увлекательные игры-лабиринты и многое другое. В стране Муравии ждёт знакомство с королевой Мураной и с муравьем Мурашком, на поляне чудесных цветов -  с девочкой Долькой. Отправившись в путешествие по ковровой Полянке, игроки познакомятся с гусеницами Фифой и Лопушком. И дальше-дальше к приключениям.

Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и одушевлять своих. Всех героев связывает сказка, она оживляет математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, дети помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.  

На первом этапе я не использую ни сказочных героев, ни создаю сказочно ситуации, а использую только дидактический материал фиолетового леса. Я закрепляю такие понятия как

- количество: «Сколько листьев на красном дереве», «Кого больше птиц или бабочек? Насколько больше?», «Помоги ежикам собрать по четыре листочка», «Помоги мышатам сосчитать листочки»;

- величина: «Какое дерево выше?», «Чья дорожка длиннее?»:

- ориентировка в пространстве: «Где спрятались бабочка или улитка?», «Что находиться в правом верхнем углу, а что в нижнем левом?», «Помоги Незримки пройти слева на право»;

- ориентировка во времени: «Покажи, как меняется цвет листьев с наступление лета, осени».

Дидактический материал «Фиолетовый лес» создают на производстве и материал для изготовления используют ковролин размеры разные: 1,5 х2,5

Я создала свое пособие из ковролиного коврика и мелкие детали сделала из фетра, сказочные герое нарисованы на картоне. Все детали крепятся на липучки.

Все содержание я представляю в виде игровых сказочных ситуаций, говорю от автора-сказочника и от имени персонажей. Участвую как опытный товарищ, не спешу ответить за детей на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за них, а даю возможность детям подумать и принять решение и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Дети всегда получают результат от действия с различными предметами: собранную фигуру, построенную башню, сложенный узор. Это способствует развитию речемыслительных функций, логического мышления и мелкой моторики пальцев и  рук.

Совместную игровую деятельность организую не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечернее время – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что я создаю среду, обеспечиваю доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися.

Большую помощь оказывает развивающая среда «Фиолетовый лес» мне в организации индивидуальной работы с детьми. Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются  в коллективной работе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы малыш меньше стесняется, чувствует, что именно к нему я проявляю внимание, у ребёнка формируется чувство уверенности.

Представленная развивающая среда полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО:

во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей раннего возраста, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства).

во-вторых, данная предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.

в-третьих, развивающая среда "Фиолетовый лес" содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям детей от 6 мес. до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость среды позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.

Полифункиональность обеспечивается за счет использования более 140 съемных элементов, большая часть из которых не обладает жестко закрепленным способом употребления, и может использоваться в различных видах детской активности детей.

Периодичная сменяемость элементов на развивающей предметно-пространственной среде "Фиолетовый лес" обеспечивает вариативность самой среды и стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развивающая среда "Фиолетовый лес" находится в постоянном и открытом доступе для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

«Фиолетовый лес», это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Конечно, «Фиолетовый лес» не является универсальным средством, но он служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде, прекрасно вписывается в интерьер группы и помогает  в игровой форме усвоить математические понятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Раскрыты вопросы организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в условиях ДОУ...