Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте, «Путешествие вокруг света»
проект по теме
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
НОМИНАЦИЯ: « Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования»
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА»
Разработчик проекта:
Матлахова Наталья Геннадьевна
воспитатель первой категории
г.Сургут, 2012г.
Введение
Данный проект направлен на воспитание межнационального мышления детей дошкольного возраста в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 «Незабудка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей II категории.
Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. №164.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.12660-10.
- О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо
Минобразования России от 14.03.2000г. №65/23-16. - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03.
6. Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008г.).
7. Национальная доктрина в образования в Российской Федерации.
Одобренная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000г. №
751, СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 408
8. Приказ «О концепции модернизации Российского образования до 2010» от 11.02.2002 №393
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. Москва "О национальной платежной системе"
10. Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО,1995)//Первое сентября. 2000. № 66.
Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.
Новизна данного проекта:
Работа с детьми разновозрастной мобильной группы от 3 до 7 лет в рамках единого образовательного пространства (ЕИП) дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 «Незабудка».
Актуальность данной проблемы обусловлена обостряющимися межнациональными конфликтами в результате миграции населения. В настоящее время вопрос межнациональной толерантности мало изучен педагогической наукой и на практике осуществляется эпизодически, нецеленаправленно.
Так же проблема безопасности России тесно связано с национальным вопросом. Для нее возможен только союз всех народов, ее населяющих, с их богатством культур и нравственных ценностей на основе общих духовных начал и общенациональных интересов. Во все времена такая сплоченность позволяла народам России выстоять в лихие годы.
На сегодняшний день национальная проблема начинает проникать и в сферу образования. Концепция модернизации образования и другие документы федерального уровня указывают на воспитание толерантности как на одну из важных задач образования. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию образовательного и воспитательного процесса, предъявляемых государственным образовательным стандартам.
Очень важно начать эту работу в дошкольном возрасте, так как именно в детстве развиваются основы нравственности: честность, доброта, трудолюбие, сочувствие, которые являются составляющими межнациональной толерантности. Каким вырастет ребенок, во много зависит от воспитания и среды, в которой находится ребёнок. Социологические исследования утверждают, что интернациональное воспитание становится доступным для ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться основы национального самосознания, дети способны сравнивать людей.
Наш детский находится в Сургуте, который является одним из многонациональных городов России. При разработке своего проекта, работы с детьми и родителями учитывалась данная таблица (приложение: таблица №1).
Мне приходится сталкиваться в практической деятельности с конфликтами, возникающими между детьми и родителями разных национальностей. Обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность, отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях послужили основанием для выбора данной темы.
Цель проекта – развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.
Отличие от других проектов – все современные проекты ориентируют педагога на формирование основ общей культуры поведения, (основ нравственности), а вопросы межнациональной толерантности мало изучены.
Задачи проекта.
1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.
2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.
3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.
Управленческо-кадровый аспект
Управление проектом осуществляется заведующим и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 «Незабудка», в функциональные обязанности которых входит:
- Заключение договоров со школами № 30 и 46.
- Заключение договоров с диаспорами Сургута.
- Подготовка отчетной документации.
Учебно-воспитательный процесс организует воспитатель:
- Планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
- Построение межнациональной развивающей среды в дошкольном учреждении.
- Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на межнациональное развитие детей.
- Активное участие родителей в межнациональном образовании дошкольников.
- Диагностика уровня развития детей.
Управление проектом осуществляется по направлениям:
- Организационно-управленческая деятельность
- Контроль педагогического процесса организации и проведения сюжетно-ролевой игры.
- Координирование взаимодействия между педагогами, родителями.
- Организация работы по межнациональному воспитанию детей с родителями и лицами их заменяющими.
- Создание условий для развития социальной компетентности воспитанников.
- Методическая деятельность.
- Анализ современных подходов по воспитанию межнационального поведения детей.
- Обеспечение методического оснащения образовательного процесса.
- Повышение творческой инициативы педагогов в данном направлении.
- Анализ собственной деятельности педагогами с целью ее совершенствования.
- Использование современных технических средств обучения воспитанников.
- Экспертная деятельность.
- Диагностика уровней сформированности межнациональной толерантности .
- Анализ полученных результатов диагностирования.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что работа дошкольного образовательного учреждения по данному направлению способствует формированию человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Содержание проекта.
Основное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает игра. Не зря ее считают вершиной детского счастья и благополучия, залогом психического и физического комфорта. Именно в ней происходят психические изменения у дошкольника, способствующие появлению таких новообразований как образное мышление, воображение, социальная компетентность, способность к взаимодействию со сверстниками. Поэтому межнациональную толерантность целесообразно развивать и воспитывать в сюжетно-ролевой игре.
Наш детский сад разработал программу «ЕИП».
Единое игровое пространство – это игровая модель города в миниатюре на всей территории дошкольного образовательного учреждения, созданная для активного взаимодействия детей и взрослых в организации и развертывании сюжетно-ролевой игры.
В каждой группе представлена выбранная сюжетно-ролевая игра в полном объеме с дополнительным оборудованием, чтобы было интересно заниматься различными видами самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Салон красоты», «Почта», «Ателье», «Стройка», «Универсам», «Игротека», «Школа – детский сад», «Семья» ,«Перекресток», «Дискотека», «Аттракционы», «Банк», «Туристическое агентство «Путешествие вокруг света» есть свои «улицы» (коридоры), «площади» (холлы), «перекрестки» (лестничные клетки). В моей группе проходит игра « Путешествие вокруг света». У детей есть возможность поработать в выше перечисленных предприятиях, «заработать деньги» и отправиться в путешествие по округу, великим годам России, по некоторым республикам России и ближнего зарубежья, а так же по континента (планируя данную работу, учитывала таблицу состава населения Сургутского района, политическую обстановку в стране). По правилам игры путешествовать самостоятельно разрешено детям старшего дошкольного возраста, а дети младших и средних групп путешествуют в сопровождении старших сверстников.
Организация часа игры проходит по следующему плану во вторую половину дня один раз в неделю (четверг):
• после полдника происходит распределение ролей и мотивация предстоящей игры. Уровень самостоятельности зависит от возраста детей. Воспитанникам 3 -5 лет предлагается выбрать «работу» с помощью карточек с условным изображением городских учреждений, фишек, загадок, д/и «Чудесный мешочек» и т. д. Ребята 5 – 7 лет планируют свою деятельность самостоятельно, причём впоследствии – и на неделю вперёд.
- Дошкольники расходятся по игровым площадкам, в группе остаются лишь несколько детей по желанию. Воспитатель руководит, играя, самостоятельной деятельностью в мобильной разновозрастной группе.
- В конце игрового часа, принимая на себя роль мастера и т. д. предупреждает о скором завершении рабочего дня и в 17. 00 закрывает его. Ребята возвращаются в группы и в кругу обсуждают впечатления от игры.
Проведение второй прогулки после ужина допускается правилами и нормативами санитарно - эпидемиологической службы (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 от 20.06.2003г.).
Организация работы по созданию единого игрового пространства предполагает выполнение ряда условий:
- Личностно-ориентированное взаимодействие участников педагогического процесса.
- Предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Тесное сотрудничество с семьей воспитанников, другими муниципальными учреждениями.
Основные направления реализации проекта:
Содержательная основа проекта построена в соответствии принципами:
- научности, формируя основы научного мировоззрения.
- доступности, адаптация научных знаний к специфике возрастных, особенностей развития детей дошкольного возраста;
- последовательности обеспечивающих постепенное изучение народной культуры по темам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний .
- системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире -интегративности, предусматривающим возможность использования содержания народной культуры в разных видах деятельности (занятиях, играх, подвижных, дидактических играх ,сюжетно-ролевой игре ).
- культуросообразности, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры народов, на познании историко-географических, этнических особенностей стран.
-гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей (сохранение мира на Земле, уважение народа-соседа, его страны) Бесспорно, у каждого народа есть свои национальные ценности, которые для других стран могут не иметь значения.
Основные направления реализации проекта:
1. Работа определяется необходимостью формирования и воспитания межнациональной толерантности:
1.1 Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
-одежда (национальные костюмы), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учетом его специфики.
1.2. Духовная культура:
- народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
1.3. Нормативная культура:
- общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
2. Диагностическая работа определяется ориентацией на углубленное изучение уровня сформированности межнациональной толерантности социального развития каждого ребенка, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений социального развития и последующие возможное их корректирование.
3. Консультативная работа направлена на взаимодействие с семьей воспитанников или лиц их заменяющих с целью обеспечения единых требований в развитие межнациональной толерантности, индивидуализации обучения и воспитания в становлении личности.
Основные формы и методы взаимодействия с детьми по развитию межнациональной толерантности:
1. Занятия познавательного характера.
2. Экскурсии в библиотеки, музеи , по городу.
3. Чтение художественной литературы по данной тематике, энциклопедий с целью обогащения знаний детей о данной стране и народе
4. Рассматривание иллюстраций, картин.
5. Создание альбомов «Разнообразие разных рас», «Культура разных национальностей», «Праздники разных народов» и т.д.
6. Развлечения, досуги, праздники.
7. Сюжетно-ролевые игры в едином игровом пространстве и в группе(развитие навыков общения в игре).
8. Дидактические, словесные игры.
9. Народные подвижные игры.
10. Устное народное творчество.
11. Создание проблемных ситуаций между разными этническими группами, инсценировки.
12. Просмотр познавательных передач, слайдов, видео фильмов.
13. Общение детей с детьми другой национальности.
14. Знакомство с национальной куклой.
15. Вечера встреч с местными художниками, поэтами, писателями.
16. Параллельное изучение этнокультуры, анализ сходства различия.
17. Встреча с представителями диаспор.
18. Выставка «Кукла из бабушкиного сундука» (изготовление национальных кукол, оберегов).
19. Проведение национальных развлечений совместно с родителями.
20. Приглашение родителей для участия в едином игровом пространстве.
21. Организация предметно-развивающей среды.
22. Погружение ребёнка в изучаемую культуру.
23. Народно-прикладное искусство.
Содержание работы по межнациональной толерантности
- Формирование знаний о народах Росси .
При выборе соседних республик учитывалось следующее:
- возможность эпизодического общения с людьми соседних республик;
- близкое территориальное положение и природные условия.
- сходство труда и быта
- национальной культуры соседних народов.
Соблюдение этих условий позволяет детям не только получать знания о народах соседних республик, но и проникнуться уважением к их труду, воспитывает дружеские чувства к сверстникам других национальностей.
При ознакомлении детей с народами России следует обращать внимание на характерный труд людей данной республики, подчеркивать его значимость для всей страны. Большое значение придается ознакомлению детей с искусством и бытом народов.
- Формирование знаний о народах зарубежных стран.
Данная работа ведется с подготовительной группы. О жизни, быте, труде, обычаях людей разных стран дошкольники узнают из радио, телепрограмм, книг. Важно помочь родителям в выборе информации, выделить те знания, на основе которых можно формировать дружеские отношения и познавательность. Большая роль отводится родителям в отборе материала по народным республикам и зарубежным странам. Они помогают отобрать иллюстрации, открытки, атрибуты, литературу, что дает возможность провести «путешествие» по странам и республикам.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный: 2008 – 2009 учебный год (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики).
2 этап – основной: 2009 – 2010 учебный год (создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на экологическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта).
3 этап – заключительный: 2010 – 2011 учебный год (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Задачи диагностического инструментария . ( материальная, духовная культура)
Старший возраст
- Учить относить себя и своих родителей к своей этнической группе.
- Знать название страны, в которой живут.
- Формировать знания о национальном составе страны.
- Уметь различать существенные различия и сходства между народами.
- Знакомить с народами и странами за пределами России.
- Знакомить детей с национальными костюмами.
- Воспитывать, уважение к традициям местного народа Ханты.
- Воспитывать уважение к традициям, фольклору народов России.
- Развивать желание исполнять народные игры, песни, танцы в разных видах деятельности.
- Учить уважительно относиться к фольклору других народов ( в пределах страны).
- Уметь сравнивать и анализировать народные сказки.
- Учить уважительно, относиться к искусству других народов.
- Развивать желание использовать в художественной деятельности элементы народного творчества
- Познакомить со странами ближнего зарубежья
- Познакомить с традициями и искусством наров мира
- Развивать желание использовать в художественной деятельности элементы народного творчества народов мира.
- Развивать желание использовать народные игры, песни, танцы в повседневной деятельности ( называть какого народа )
- Учить отражать в своей деятельности знания и умения свойственные другим народам.
Параметры межнациональной толерантности
- Умеет относить себя и родителей к своей этнической группе.
- Знает название страны, в которой живёт.
- Имеет представление о национальном составе страны.
- Умеет различать существенные различия и сходства между народами.
- Имеет представления о народах и странах за пределами России.
- Имеет представление о национальных костюмам.
- Уважительно относиться к традициям местного народа Ханты.
- Уважительно относиться к традициям , фольклору народов России.
- С желанием участвует в народных играх, исполняет, песни, танцы в разных видах деятельности.
- Уважительно относится к фольклору других народов ( в пределах страны).
- Умеет сравнивать и анализировать народные сказки.
- Уважительно относится к искусству других народов.
- Использует в художественной деятельности элементы народного творчества.
- Имеет представление о странах ближнего зарубежья.
- Имеет представление о традициях и искусстве народов мира.
- С желанием использует в художественной деятельности элементы народного творчества народов мира.
- Отражает в своей деятельности знания и умения свойственные культуре других народов.
Диагностическое исследование по следующим параметрам : (нормативная культура)
- способы общения детей между собой в группах однородного и неоднородного национального состава;
- проявление дружелюбия к детям другой национальности;
- групповая сплоченность, выявление системы существующих избирательных отношений детей друг к другу;
- выявление умения детей определять национальную принадлежность детей в группе;
- характер национального самочувствия детей в группе с неоднородным национальным составом.
Были проведены диагностические исследования по материальной , духовной, нормативной культуры.
На первом этапе проведенные исследования показали, что дети могут использовать гармоничный способ общения, проявляют дружелюбие друг к другу, группируются по личным симпатиям, эмоционально сопереживают друг другу независимо от национальной принадлежности, хотя присутствуют негативные высказывания о других нациях и народах и незнание их культуры и традиций. Природа этого негатива идёт из семьи. Таки образом, мы пришли к выводу, что дети не знают традиции, культуру другого народа и не разделяют друг друга по национальному признаку. Тогда мы провели опрос родителей детей старшего и среднего дошкольного возраста. Опрос проводился с целью оценки знаний родителей о культуре своего народа и культурах народов ближайшего окружения. Результаты опроса показали, что 64% родителей недостаточно знают о культуре других народов и из них 42% недостаточно знают о культуре своего народа, имеют национальную неприязнь к некоторым нациям. Во время анкетирования выяснилось, что у родителей есть желание поближе познакомиться с культурой своего народа. Таким образом, мы получили социальный заказ. Образовательное учреждение должно знакомить детей с родной культурой, приобщая их к традициям, воспитывая культуру межнационального общения.
Мы начали работу по этой проблеме. На втором этапе, изучая нормативно-правовую базу, мы убедились в том, что это проблема не только нашего образовательного учреждения. В концепции государственной национальной политики, подчеркивается необходимость разработки программ для разных образовательных учреждений. Данная работа должна начинаться с дошкольного возраста, воспитывающая у подрастающего поколения культуру межнационального общения.
В рамках федеральной полевой программы отмечается необходимость внедрения в социальную практику культуры межнационального общения, определяющей устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве
На третьем этапе в годовом плане были определены основные этапы решения задач межнационального воспитания дошкольников, намечено содержание научно-методической и организационно-педагогической работы. Была разработана диагностическая методика, которая позволила получить следующие результаты.
Сформированность компонентов национального самосознания детей - 19%.
Сформированность представлений о культурах народов - 11,5%. Эмоционально-положительные отношения к представителям разных народов - 49%.
Одним из принципов системы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения является принцип средового подхода, предполагающий создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В ДОУ существуют уголки, оформлены стенды, макеты, функционируют мини-музеи культуры народов ханты. В их создании принимали участие взрослые и дети. Это нужно для того, чтобы в созданном культурном пространстве ребенок жил естественным образом, ненавязчиво воспринимая и впитывая в себя особенности национальных культур. Надо отметить, что дети очень чутко реагируют на подлинные национальные предметы. Язык искусства своего народа, да и любого другого народа доступен детям своей наглядностью и не требует перевода. Сегодня наши малыши играют в различные национальные игры, рассказывают потешки, прибаутки, слушают, напевают и разучивают на музыкальных инструментах народные песни с такой же охотой, как и русские. Старшие дети, независимо от своей национальной принадлежности, поют песни, рассказывают стихи других национальностей. Для успешного взаимодействия с детьми разных национальностей необходимо не только дать детям представление о культуре живущего рядом с ним народа, но и развивать у маленького человека чувство толерантности. Поскольку воспитание культуры межнационального общения охватывает все стороны образовательного процесса, в нашем ДОУ педагогическим коллективом используются все формы и средства работы, которые воздействуют на эмоциональную, познавательную и творческо-деятельностную сферы. Нами широко используются и занятия познавательного цикла, проводимые в том числе на базе этнографического музея нашего города, в детской библиотеке, различных музеях города. Большое значение в развитие межнациональной толерантности послужила организованная работа в едином игровом пространстве игра «Путешествие вокруг света». Проводятся народные праздники, ежегодный фестиваль дружбы народов, несущие интернациональное значение.
Вся работа с детьми по межнациональному воспитанию происходит в тесном взаимодействии с семьей. Родители должны быть союзниками и помощниками. Для выработки единых требований к ребенку по данному вопросу надо выбирать активные формы взаимодействия с семьей. При таком взаимодействии они выступают не в роли учеников, которым мудрый воспитатель вещает прописные истины, а равноправных участников педагогического процесса, несущих полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей.
Помимо этого, в группе организуется развивающая среда по межнациональному воспитанию, оформлен родительский уголок, основная цель которого – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе интернационального воспитания детей, накопления опыта гуманного отношения к людям другой нации. Именно от их личного примера зависит, насколько прочно ребёнок освоит межнационального образования в детском саду организованную, на базе ДОУ
Ожидаемые результаты
- Развитие коммуникативной компетентности детей. Умеют распознавать эмоциональные переживания и состояния. Выражать свои эмоциональные ощущения, переживания.
- Формирование коммуникабельности.
- Развитие доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей.
- Повышение познавательного интереса развитие творческих способностей.
- Заинтересованность и активность родителей, в развитие межнациональной толерантности и оказание помощи не только в сборе экспонатов, пошиве костюмов, но и активное участие в образовательных и развлекательных мероприятий.
- Повышение профессионального уровня педагогов в данной области.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями по межнациональному воспитанию.
Для реализации данного проекта, необходимо обеспечение различными материалами и пособиями.
Список использованной литературы
1. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с. 2. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37
3.Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
4.Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.
5.Ботнаренко А..Г. «Дидактические игры в детском саду»
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
7. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.
8. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.
9.А.В.Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР»
10. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
12. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.
Л.Ф.Коломийченко «Воспитание в национальных традициях»
13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.
14. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.
15. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.
16. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.
17. О реализации проектов в 2005 году в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агентства образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.
18. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.
19. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
20. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).
21. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.
22. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.
22. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"
Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, си...
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие вокруг света»
Ребенок – любознательный исследователь мира. Ему нужно предоставить многообразные возможности приобретения опыта и самовыражения. Задача взрослых: создать подходящую для этого образовательную ср...
Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности....
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие вокруг Байкала»
laquo;Путешествие вокруг Байкала» Распечатай и играй...
Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обог...