Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Литвинова Ирина Николаевна

: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_stekle_2.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Воспитатель: Литвинова Ирина Николаевна 

Аннотация к проекту: Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки


Актуальность проблемы:  Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулке, опытническая деятельность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. У детей проявляется самостоятельность, активность и инициатива, направленная на получение новых знаний и сведений. Для детей дошкольного возраста детское экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно тесно связано с наблюдением, трудом, изобразительной деятельностью и восприятием художественной литературы. Этот процесс, включает в себя и различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, конструктивную, коммуникативную, познавательную.

Вид проектапознавательно-исследовательский

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • расширить представление детей о дереве, стекле, бумаги, ткани, их качествах и свойствах
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования
  • поддерживать у детей пытливость, инициативу, самостоятельность
  • развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структура, твердость, прочность, не тонет, тонет, легко бьется и пр.)
  • развивать умение делать вывод

Гипотеза: обладает ли дерево, стекло, бумага и ткань различными свойствами.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Продолжительность проекта: 2 недели

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, познавательные игры и игры-эксперименты, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсы: Уголок по экспериментированию , наборы и оборудование для опытов.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

  • Подборка консультативного материала для родителей
  • Разработка проекта ,конспектов занятий и игр  экспериментов, дидактических игр
  • Подборка иллюстраций и детской литературы
  • Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей
  • Оформление детской лаборатории
  • Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме
  • Разработка перспективно - тематического плана работы с детьми
  • Разработка дидактического и практического материала для проведения опытов

Взаимодействие с родителями:

  • Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах, разнообразии тканей
  • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми “Свойства древесины”
  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
  • Оформление папка передвижка “Игрушки из дерева, ткани, бумаги своими руками”
  • Консультации “Развитие исследовательской деятельности у дошкольников”, “Как развивать любознательность”

2 этап :Практический

1. Экспериментирование и исследовательская деятельность

  • “Какие предметы могут плавать?”. Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от размера предмета и его тяжести.
  • “Таинственные картинки”. Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
  • “Все увидим, все узнаем”. Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой, ее назначением
  • “Солнечные зайчики”. Цель: научить понимать причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом).
  • “Ткань бывает разная”. Цель: развивать умение выявлять свойства ткани: мягкая, не рвется, мнется, можно резать ножницами.
  • “Бумага – какая она” Цель: развивать умение выявлять свойства бумаги: мягкая, рвется, горит, непрочная, намокает, плавает, можно резать.
  • “Свойства древесины” Цель: расширять представление детей о том, что дерево можно пилить, строгать, вбивать в него гвозди, оно горит, излучает тепло, оно не прозрачное.

2. Дидактические и подвижные игры

  • “У кого какой предмет?”, “Какое что бывает?”, “Чего не стало”,
  • Цель: развивать логическое мышление ,умение замечать непоследовательность в суждениях.
  • “Поезд”, “Большой – маленький”, “Мебель для мишутки”, “Доскажи словечко”, “Из чего лучше сделать?”, “К названному предмету беги”,
  • Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл ,резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

3. Речевое развитие

  • Беседы: “Из чего делают книги?”  Проблемные ситуации:"Почему надо беречь книгу","Лес - наше богатство"
  • Цель: познакомить детей с созданием книги, ее строением. Подвести детей к пониманию того, что книга- основной источник получения знаний. Развивать умение принимать участие в беседе, отвечать на вопросы воспитателя
  • История изготовления стекла"
  • Цель: помочь детям выявить свойства стекла( прочное, прозрачное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
  • "Свойства ткани"
  • Цель: познакомить  детей с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, шить; мнется, но ее можно гладить; ткань можно стирать; она может быть разного цвета, разной толщины, гладкой и не гладкой.

4.Чтение художественной литературы

  • Сказки: “Три медведя”, “Красная шапочка”
  • Рассказы: “Как Аленка разбила зеркало”, “Мамина работа”
  • Загадки, стихи
  • Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.

Компьютерная презентация:

"Дерево умеет плавать", Что лучше : бумага или ткань","Свойства бумаги"

Творческая мастерская:

  • Работа в раскрасках
  • Рисование "Рыбки плавают в аквариуме"
  •      Цель: учить детей изображать рыбок ,плавающих  в разных направлениях: правильно передавать форму, хвост, плавники

"Да здравствует полотенце  пушистое"

Цель: закрепить умение рисовать , воспитывать самостоятельность ,  творчество, умение отмечать выразительные изображения.

  • Аппликация: "Украсим платье кукле", "Украсим посуду узором", "Строим теремок"
  • Цель: развивать умение  создавать целостность изображаемого предмета из отдельных деталей.

3 этап:  Заключительный

  • Создание коллекции “Разная бумага”, “Ткани”

Результаты проекта:

  • у детей расширятся представления о материалах: дерево, стекло, ткань, бумага, их качествах и свойствах
  • сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива
  • дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Мозаика-Синтез, 2009
  2. Вераксы Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Учебнно-методическое пособие дидактическая игра  "Назови одним словом"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Чудесный зимний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Чудесный зимний лес"...

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скоро, скоро Новый год»

В процессе работы над проектом у детей закладывается ценностное отношение к русской народной культуре, обычаям. Они знакомятся с традициями празднования Нового года. Дети узнают ответы на вопросы: &la...

«Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно - ролевых игр»

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обог...