Рабочая программа педагога - психолога
рабочая программа на тему
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ № 29 "Золотая рыбка" Ярополовой И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
- ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
- ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
- КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
3.3 ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 12
3.4.МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОСВЕЩЕНИЕ) 16
3.5ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И МАСТЕРСТВА. САМООБРАЗОВАНИЕ 16
3.6ЭФФЕКТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ 16
3.7ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 16
4.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 17
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 ОТ 22. 10. 1999 ГОДА.
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям (п. 2 ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»), образовательным стандартам и требованиям (Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); целям и задачам образовательной программы учреждения.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Содействовать созданию условий для формирования и укрепления физического и психического здоровья детей, комфортного и благоприятного климата в детском саду.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни у детей.
2. Формировать у детей разнообразные доступные их возможностям способы познания окружающего мира, обеспечивающие его целостную картину на основе развития любознательности, инициативности, самостоятельности для повышения компетентности в разных видах детской деятельности.
3. Способствовать становлению базовых свойств личности детей: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных общечеловеческих ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
4. Осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников, используя разнообразные инновационные формы работы с целью создания единого пространства для гармоничного и всестороннего развития ребенка.
5. Способствовать повышению уровня психологической грамотности педагогов, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.
- ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъекты взаимодействия | Психологическое просвещение | Психодиагностика | Психологическое консультирование |
Дети | Задачи:
| Задачи:
| |
Родители | Задачи:
| Задачи:
| Задачи:
|
Педагогический состав | Задачи:
| Задачи:
| Задачи:
|
Участники образовательного процесса | Задачи:
| Задачи:
| Задачи:
|
Руководители образовательного учреждения | Задачи:
| Задачи:
| Задачи:
|
Органы государственной службы | Задачи: 1. Содействие в разрешении проблем, связанных с семейными конфликтами (по запросу). |
3.ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
(проводится по согласию родителей)
Данное направление деятельности организуется в соотвествии с образовательной программой ДОУ, исходя из запросов участников образовательного процесса (педагогов, специалистов и родителей)
Цель:
- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционно - развивающую деятельность определяется на основе диагностического направления работы.
Методы и приемы: наблюдение, тестирование. Подбор диагностических методик осуществляю самостоятельно.
Задачи:
- Повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми
- Раскрытие творческого потенциала ребенка
- Повышение уровня самооценки, познавательной способности и активности детей
Предпологаемые результаты:
- Снижение негативных эмоциональных состояний
- Формирование навыков доброжелательного поведения.
- Умение контролировать свое поведение, эмоции
- Обрести уверенность в своих силах и возможностях
- Коррекционные мероприятия для детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы
Индивидуальная работа психолога | Выявление проблем психологического характера, связанных с поведенческими нарушениями. | По плану психолога | Психолог, воспитатель. |
- Коррекционные мероприятия для детей с поведенческими нарушениями
Индивидуальная работа психолога. | Выявление психологических проблем, коррекция недостатков в развитии. | По плану психолога. | Психолог, воспитатель. |
- Коррекционные мероприятия для детей с поведенческими нарушениями
Педагог-психолог | Психологическая диагностика. | Консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики. | Беседы с родителями о психических особенностях раз- вития ребенка, консультации по организации коррекции недостатков развития. |
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Образовательная деятельность проводится в виде психологических игр и находит свое отражение в сетке непосредственно - образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах детского сада.
В старшей группе образовательная деятельность ведется по двум направлениям: развитие ЭВС и познавательной сферы (ПС). Эти встречи чередуются
Цель: развитие познавательных процессов, формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения, содействие формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в ближайшем социальном окружении ребенка (в детском саду и дома).
Частота проведения встреч: 1 раз в неделю (по подгруппам).
Общее количество встреч: 20.
В подготовительной к школе группе проводятся коррекционно-развивающие занятия «Скоро в школу я пойду» под редакцией Л. И. Катаевой. Встречи ЭВС и ПС чередуются.
Цель:
- профилактика школьной дезадаптации;
- развитие познавательных процессов;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей подготовительной к школе группы;
- формирование умений по преодолению трудностей.
Частота проведения встреч: 1 раз в неделю (по подгруппам).
Общее количество встреч: 27
3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная деятельность.
Цель:
- Наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка.
- Определить условия коррекции его личностных качеств.
- Определение рекомендаций по установлению правильных взаимоотношений в семье.
- Осуществление контроля за ходом психического развития ребенка.
Задачи:
- Эмоциональная поддержка.
- Повышение психологической компетентности родителей.
- Изменение отношения к проблеме.
- Разрешение личных проблем родителей, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ
Понимая и учитывая специфику и особенность работы педагогов, наполненную различными стрессовыми ситуациями, необходимо оказывать психологическую помощь.
Цель:
- Способствовать повышению уровня психологической грамотности педагогов, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.
Задачи:
- Создать условия для повышения профессиональной коммуникативной компетентности педагогов
Предполагаемые результаты:
- Приобретение психологических знаний для личностного роста, раскрытия внутреннего потенциала.
- Снижение эмоционального напряжения.
- Повышение навыков позитивного общения с коллегами, родителями
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции.
Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной (также возможна форма работы в диаде «родитель-ребенок») и групповой.
При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним.
При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.
Цель:
- Развитие эмоциональных отношений между членами семьи.
- Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
Задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Развитие социальных и коммуникативных умений, путем взаимодействия с детьми и взрослыми.
Предполагаемые результаты:
- овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста;
- умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;
- умение уважать желания и потребности детей;
- умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности;
- расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.
При осуществлении непосредственного консультативного приема психолог должен собрать и проанализировать информацию об особенностях взаимоотношений родителей и детей. Для этого существуют различные диагностические средства.
В настоящее время имеется большое количество методик исследования детско-родительских отношений. Методики подразделяются на стандартизированные и проективные.
Каждая из методик может быть наиболее оптимальной в каком-либо конкретном случае (в зависимости от степени открытости человека, его возраста, стиля сложившихся взаимоотношений со специалистом и т.п.). Но факты, полученные при выполнении одной проективной техники, должны быть подтверждены или опровергнуты с помощью другой.
В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «рисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями:
- реальное взаимодействие родителя с ребенком;
- отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
- отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
- Особенности личности родителей и форм их поведения.
- Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
- Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
- Диапазон средств воспитательного воздействия.
- Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.
- Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
- ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
№ п/п | Автор, название методики | Цель |
1 | Диагностика готовности к школьному обучению (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) Задания:
Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»: «Выбор мотивации» «Опросник» Тест «Способность к обучению в школе» (автор Г. Вацлака) | Определение уровня предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять само, обладать определенным уровнем работоспособности. Определение наличия уровня школьной мотивации. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. |
2 | Тест «Лесенка» «Несуществующее животное» Тест Розенцвейга Детский апперцептивный тест (САТ) | Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности |
3 | *Шкала «Самооценка ребенка» (автор А. И. Баркан) *Методика Рене Жиля «Как ваш ребенок оценивает внутрисемейные отношения» *Методика диагностики родительского отношения к ребенку (авторы А. Я. Варга, В. В. Столина) *Анализ рисунка семьи А. Н. Баркан *Методика"Распознование типов воспитания по рисункам"А. И. Баркан | Диагностика детско-родительских отношений |
4 | Методика «Установление последовательности событий». Диагностический комплект психолога (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). | Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. (4 серии: из 3-6 картинок) |
5 | Методика «предметная классификация» Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник. Диагностический комплект психолога (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). | Исследование процессов обобщения и абстрагирования, их специфики и уровня сформированности. Анализ последовательности умозаключений. 1 серия для детей 3-5 лет; 2 серия для детей 5-8 лет; 3 серия для детей 8-12 лет. |
6 | Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия. Диагностический комплект (исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста) (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. |
7 | Исследование зрительной памяти. Диагностический комплект (исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста) (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). | Исследование особенностей зрительного запоминания. С 5-ти лет. |
8 | Исследование невербального и вербально-логического мышления, понятийного мышления. Диагностический комплект (исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста) (авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). | - узнавание конфликтных изображений-нелепиц; - простые невербальные аналогии; - исключение понятий (4 – лишний); - понимание сюжетной картины. |
Методики исследования психических процессов у детей дошкольного возраста
№ п/п | Автор, название методики | Цель |
1 | *Тест «Самое непохожее» Л. А. Венгера *тест «Невербальная классификация» Т. Д. Марцинковской *»Последовательные картинки» *Тест «Исключение четвертого» Т. Д. Марцинковской | Диагностика мышления |
2 |
| Диагностика общения |
3 |
| Диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет Диагностика уровня внимания |
4 |
| Диагностика воображения |
5 |
| Исследования креативности (творческое воображение) |
6 |
| Диагностика восприятия Методика исследования зрительного восприятия Методика исследования слухового восприятия |
7 |
| Диагностика памяти |
8 |
| Диагностика памяти у детей 5-7 лет Слуховая память Зрительная память |
- МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Цель:
Способствовать формированию психологической компетентности родителей и педагогов.
Задачи:
- Повышение уровня психологической грамотности педагогов и родителей
- Повышение уровня компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.
Формы работы с родителями:
* родительские собрания
* индивидуальные и групповые консультации
* распространение памяток…
Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, запросов, но некоторые из них являются стандартными:
- психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;
- возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;
- влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
- особенности детей с ММД, рекомендации по воспитанию детей с гиперактивностью и дефицитом внимания;
- адаптация ребенка к детскому учреждению.
Формы работы с педагогами:
Педсоветы, индивидуальные консультации, подбор и распространение психологической литературы, мастер – класс, семинары, тренинги…
- ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И МАСТЕРСТВА. САМООБРАЗОВАНИЕ
Обмен опыта работы с коллегами, участие в мастер – классах, выступление на мероприятиях научно – практической направленности на муниципальном уровне.
Регулярно посещать городские методобъединения, изучение современной педагогической и психологической литературы.
- ЭФФЕКТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Участие во всех социально-значимых благотворительных акциях, в городских мероприятиях и конкурсах.
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Повышение квалификации.
4.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
- Концепция дошкольного воспитания;
- Программа развития образования до 2020 года.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства от 12.10 2011 г. № 2562.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 года.
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 № 2151
- Профессиональный стандарт педагога. Концепция.
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение о психологической службе;
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
- Положение о рабочей программе педагога ДОУ
- ООП дошкольного образования МБДОУ 36 г. Железногорск.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» М.: ТЦ Сфера,2012
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ – Пресс, 1999
- Бурменская Г. В., Лидерс А. Н., Карабанова О. В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990
- Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., 2002
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, 1997
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психологическом общении
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993
- Захаров Л. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997
- Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. 1986
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми, С-Петерберг, Речь, 2002
- Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М., 1999
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, под ред. Е.А. Стребелевой, М, Просвещение, 2005
- Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровской. М., 1991
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1995
- Семенака С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.» — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003
- Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – на - Дону.,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...