Как проявляется любознательность ребенка
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Как проявляется любознательность ребенка дошкольника.
Познавательные интересы дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда - зависит от взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях ощущение причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях важно пробудить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
Как проявляется любознательность ребенка дошкольника?
У младшего дошкольника воображение идет за предметом, и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т. Д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В возрасте 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в «дочки - матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты и воспроизводить разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. У многих детей надо развивать такую творческую способность, как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности необходимо ставить перед детьми различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.
Таким образом, развитие творческих способностей у детей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Этими условиями являются:
1) раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
2) создание обстановки, опережающей развитие ребенка;
3) самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
4) предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
5) доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
6) комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Однако создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как удовлетворить любознательность ребенка
Как удовлетворить любознательность ребёнка? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и др...
Квест-игра для педагогов "В поисках среды для для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребенка»
Каждый старший воспитатель может поделиться своим опытом использования тех или иных интерактивных технологий для организации и проведения методических мероприятий....
«Семья как фактор становления поисково-исследовательской активности и любознательности ребенка»
Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». (Ральф У. Эмерсон)...
Семья как фактор становления поисково-исследовательской активности и любознательности ребенка
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радо...
Проект "Читающая семья - любознательный ребенок"
Цели проекта: - формирование у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к книге;- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);- помощ...
Как развивать любознательность ребенка
Консультация для родителей...
Консультация «Любознательный ребенок – успешный ребенок»
Консультация «Любознательный ребенок – успешный ребенок»...