«Семья как фактор становления поисково-исследовательской активности и любознательности ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему
Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». (Ральф У. Эмерсон)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Семья как фактор становления поисково-исследовательской активности и любознательности ребенка»
Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». (Ральф У. Эмерсон)
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Родители должны строить свое общение с ребенком как с «равным», поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Родители должны следовать мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Рекомендации родителям для поддержания интереса ребенка к познавательному экспериментированию.
НЕЛЬЗЯ | НУЖНО |
Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность. | Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. |
отказываться от совместных действий с ребёнком, игр – ребёнок не может успешно развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. | Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя желание узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием |
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. | Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. |
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Но это не так. | Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя). |
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. | С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. |
Дети с интересом экспериментируют дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. И поэтому дети получают знания по работе с магнитом, зеркалом, лупой, рассматривают предметы под микроскопом, наблюдают за состоянием воды при кипении и при сильном охлаждении.
Совместная исследовательская деятельность детей и родителей дома | Цели |
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) | Исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. |
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? | Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. |
Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?) | Развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы. |
Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) | Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними. |
Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) | Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
консультация для родителей...
"Экспериментирование - что это такое". Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
Работа о роли семьи в экспериментальной деятельности ребенка....
Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка
Рекомендации для папы и мамы...
«Поисково – исследовательская деятельность в развитие речи ребенка»
В старшем дошкольном возрасте на ряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитие ребенка. В своей работе я использую методику развития речи детей через...
Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.
Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка....
Семья как фактор становления поисково-исследовательской активности и любознательности ребенка
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радо...
Консультация для педагогов на тему: «Дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников для развития поисково-исследовательской деятельности» представление опыта
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.Особое значение имеет ...