Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»
проект (младшая группа)

Грачева Юлия Вениаминовна

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п. Одним из методов, помогающих нам в адаптационный период безболезненно адаптироваться детям к детскому саду являются игры с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx128.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5

Познавательно-исследовательский проект

для детей раннего возраста

«Волшебные песчинки»

C:\Users\User\Desktop\архив\hello_html_m2905bf77.jpg

Авторы проекта: Грачева Ю.В

Зайцева Н.В

Г.Усть-Лабинск

2021г.

Пояснительная записка

Познавательно-исследовательский проект «Волшебные песчинки» предназначен  для детей раннего возраста. Представленный проект  является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическим и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

●Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).

●Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).

●Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).

●Принцип психологической комфортности.

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п. Одним из методов, помогающих нам в адаптационный период безболезненно адаптироваться детям к детскому саду являются игры с песком.

Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментально-исследовательская  деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.

Актуальность проекта заключается в том, что песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают познавать и исследовать: просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта воспитателя с ребёнком. В играх с песком происходит снижение уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. А это ведёт к сокращению сроков адаптации.

Воспитатель через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребёнка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

  • Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребёнка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Воспитатель становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
  • Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.   Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.

Паспорт проекта

Наименование проекта (тема)

Проект - «Волшебные песчинки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.

Длительность проекта

С июня по сентябрь 2021 года (01.06.21г.-31.08.21г.)

Разработчик проекта

Воспитатели : Грачева Юлия Вениаминовна.

Зайцева Надежда Викторовна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Основные исполнители проекта

Воспитатели, воспитанники ДОУ группы раннего возраста, родители воспитанников.

Цель проекта

Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада посредством использования игр с песком через развитие познавательной активности.

Основные задачи проекта

Образовательные:

- знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);

- обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Развивающие:

-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, любознательность;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитывающие:

- снизить уровень тревожности у детей в период адаптации к новым условия;

- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.

- мотивировать родителей использовать с детьми игры с песком в домашних условиях;

-привлечь родителей воспитанников к совместной опытно-экспериментальной деятельности;

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах детского экспериментирования.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-установление доверительных отношений между воспитателями и детьми;

-благоприятное протекание процесса привыкания к новым условиям с позитивными результатами;

-повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

-формирование навыков элементарных исследовательских умений;

-формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.

-проявление у детей элементарного контроля за способом действия;

-воспитание интереса к результату своей деятельности и чувства удовлетворения от продукта деятельности.

Обеспечение проекта: материально-техническое

-Песочница «Малая» (деревянный ящик прямоугольной формы с крышкой, традиционным размером 50*70*8 см).

-Песочный планшет (деревянный поднос с цветным дном).

-Кинетический песок.

-Живой песок.

-Речной песок (промытый, прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции)

-Кварцевый песок (окрашенный речной песок крупной или мелкой фракции).

-Радужный песок.

-Наборы миниатюрных игрушек (люди, животные, птицы, обитатели водного мира, дома, деревья и другие растения, транспортные средства, объекты среды обитания человека, аксессуары  (камешки, ракушки и другие природные материалы),

-Ёмкости с песком, детские лейки с водой, лопатки и формочки для песка, формочки, совочки, ведёрки и т. д.

разноцветные крышки от пластиковых бутылок пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, воронки, влажные салфетки для рук.

Учебно-методическое

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.

«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

4.Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб.: Речь, 2006г.

5.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: методическое пособие», - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007

6.Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только», - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 г.

7.Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

8.Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

Этапы и стратегия реализации проекта:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

 Подготовительный

Изучение и систематизация научно – методической, художественной литературы по заданной тематике, проведение консультаций, разработка плана взаимодействия с детьми и родителями, написание содержания проекта; анкетирование родителей, распределение заданий детям и родителям, консультация родителей при подготовке к проекту.

Март-июнь

 Исследовательский

Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, трансляция родителям психологопедагогических знаний. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка.

Июнь-июль

 Заключительный

Фотовыставка продуктов проектной деятельности. Оформление и распространение материала: «Путешествие в песочную страну» Презентация проекта на итоговом педагогическом совете Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице». Итоговое родительское собрание, презентация итогов конкурса. Неделя профессионального мастерства.

Июль-август

Рабочий план проекта

июнь

Работа с детьми

Работа с родителями

- беседа «Удивительный песок»;

 - беседа о безопасности во время игры с песком;    

                                     

 - музыкальная релаксация «Шум песка»

- опыт   «Сухой песок сыпучий»

игры -упражнения:

-«Давайте познакомимся»,

 -«Чудесный песок»,

-«Печем куличики»,

-«Наполни формочку»,

-«Песочные прятки»,

-«Кто к нам приходил?»  

                               

- Просмотр сказок и песочных анимаций;

 -  чтение стихотворения Н.Хилтона «Я полил песок водой»

-  М. Ершовой «Песочница»

  - чтение потешки «Здесь песком нельзя кидаться»    

-помощь взрослым в уборке после игр с песком

- Анкета для родителей «Значение песка в жизни Вашего ребенка!»

консультации:

 -«Роль песка в оздоровлении и развитии детей»

- "Игры с песком на прогулке"

- мастер-класс «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

- изготовление «Песочной тропы» на игровом участке, для закаливающих мероприятий (босохождение)

- пополнение игровой среды наборами для игр с песком;

- обновление песочного оборудования

июль

Работа с детьми

Работа с родителями

- беседа по сюжетной картинке «Дети играют в песочнице»

 

 -  чтение стихотворения В.Бредихина «Про песок»

М.Захаровой «На горе идёт игра».

игры:

-«Удержи песок в ладошках»

-«Чья горка больше?»,

- «Найди игрушку»

- «Спрячем ручки»

- «Я пеку, пеку, пеку»

-«Кто это?»

-«Заборчик»

-игра-забава рисуем водой на песке

- творческий конкурс «Узоры на песке»

 опыты:

- «Песочные ручейки»

- «Теплый - холодный»

-«Где вода?»

-  «Лепим из влажного песка»

-помощь взрослым в уборке после игр с песком

 консультации:

-буклеты «Игры с детьми в песочнице»

- мастер-класс

«Песок бывает разный» (познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом)

- конкурс (рисование цветным песком) «Песочная картина»

- Семейная гостиная «Игры и опыты с песком» (обмен опытом и идеями между родителями)

- Выпуск тематического журнала для родителей «Волшебные песчинки!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми среднего возраста "ВОЛШЕБНАЯ ЛЬДИНКА"

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследователь...

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....