Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»
проект (младшая группа)
С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п. Одним из методов, помогающих нам в адаптационный период безболезненно адаптироваться детям к детскому саду являются игры с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesok.docx | 128.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5
Познавательно-исследовательский проект
для детей раннего возраста
«Волшебные песчинки»
Авторы проекта: Грачева Ю.В
Зайцева Н.В
Г.Усть-Лабинск
2021г.
Пояснительная записка
Познавательно-исследовательский проект «Волшебные песчинки» предназначен для детей раннего возраста. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическим и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
●Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).
●Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).
●Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).
●Принцип психологической комфортности.
С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п. Одним из методов, помогающих нам в адаптационный период безболезненно адаптироваться детям к детскому саду являются игры с песком.
Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментально-исследовательская деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.
Актуальность проекта заключается в том, что песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают познавать и исследовать: просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта воспитателя с ребёнком. В играх с песком происходит снижение уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. А это ведёт к сокращению сроков адаптации.
Воспитатель через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребёнка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
- Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребёнка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Воспитатель становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
- Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.
Паспорт проекта
Наименование проекта (тема) | Проект - «Волшебные песчинки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район. |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой. |
Длительность проекта | С июня по сентябрь 2021 года (01.06.21г.-31.08.21г.) |
Разработчик проекта | Воспитатели : Грачева Юлия Вениаминовна. Зайцева Надежда Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район. |
Основные исполнители проекта | Воспитатели, воспитанники ДОУ группы раннего возраста, родители воспитанников. |
Цель проекта | Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада посредством использования игр с песком через развитие познавательной активности. |
Основные задачи проекта | Образовательные: - знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить); - обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). Развивающие: -развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, любознательность; - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Воспитывающие: - снизить уровень тревожности у детей в период адаптации к новым условия; - воспитывать умение играть со сверстниками рядом; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком. - мотивировать родителей использовать с детьми игры с песком в домашних условиях; -привлечь родителей воспитанников к совместной опытно-экспериментальной деятельности; -повысить уровень компетентности родителей в вопросах детского экспериментирования. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -установление доверительных отношений между воспитателями и детьми; -благоприятное протекание процесса привыкания к новым условиям с позитивными результатами; -повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. -формирование навыков элементарных исследовательских умений; -формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. -проявление у детей элементарного контроля за способом действия; -воспитание интереса к результату своей деятельности и чувства удовлетворения от продукта деятельности. |
Обеспечение проекта: материально-техническое | -Песочница «Малая» (деревянный ящик прямоугольной формы с крышкой, традиционным размером 50*70*8 см). -Песочный планшет (деревянный поднос с цветным дном). -Кинетический песок. -Живой песок. -Речной песок (промытый, прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции) -Кварцевый песок (окрашенный речной песок крупной или мелкой фракции). -Радужный песок. -Наборы миниатюрных игрушек (люди, животные, птицы, обитатели водного мира, дома, деревья и другие растения, транспортные средства, объекты среды обитания человека, аксессуары (камешки, ракушки и другие природные материалы), -Ёмкости с песком, детские лейки с водой, лопатки и формочки для песка, формочки, совочки, ведёрки и т. д. разноцветные крышки от пластиковых бутылок пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, воронки, влажные салфетки для рук. |
Учебно-методическое | 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г. 2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г. 3.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Москва. Педагогическое общество России, 2005г. 4.Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб.: Речь, 2006г. 5.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: методическое пособие», - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007 6.Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только», - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 г. 7.Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г. 8.Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г. |
Этапы и стратегия реализации проекта:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Подготовительный | Изучение и систематизация научно – методической, художественной литературы по заданной тематике, проведение консультаций, разработка плана взаимодействия с детьми и родителями, написание содержания проекта; анкетирование родителей, распределение заданий детям и родителям, консультация родителей при подготовке к проекту. | Март-июнь |
Исследовательский | Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, трансляция родителям психологопедагогических знаний. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка. | Июнь-июль |
Заключительный | Фотовыставка продуктов проектной деятельности. Оформление и распространение материала: «Путешествие в песочную страну» Презентация проекта на итоговом педагогическом совете Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице». Итоговое родительское собрание, презентация итогов конкурса. Неделя профессионального мастерства. | Июль-август |
Рабочий план проекта
июнь | |
Работа с детьми | Работа с родителями |
- беседа «Удивительный песок»; - беседа о безопасности во время игры с песком;
- музыкальная релаксация «Шум песка» - опыт «Сухой песок сыпучий» игры -упражнения: -«Давайте познакомимся», -«Чудесный песок», -«Печем куличики», -«Наполни формочку», -«Песочные прятки», -«Кто к нам приходил?»
- Просмотр сказок и песочных анимаций; - чтение стихотворения Н.Хилтона «Я полил песок водой» - М. Ершовой «Песочница» - чтение потешки «Здесь песком нельзя кидаться» -помощь взрослым в уборке после игр с песком | - Анкета для родителей «Значение песка в жизни Вашего ребенка!» консультации: -«Роль песка в оздоровлении и развитии детей» - "Игры с песком на прогулке" - мастер-класс «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста» - изготовление «Песочной тропы» на игровом участке, для закаливающих мероприятий (босохождение) - пополнение игровой среды наборами для игр с песком; - обновление песочного оборудования |
июль | |
Работа с детьми | Работа с родителями |
- беседа по сюжетной картинке «Дети играют в песочнице»
- чтение стихотворения В.Бредихина «Про песок» М.Захаровой «На горе идёт игра». игры: -«Удержи песок в ладошках» -«Чья горка больше?», - «Найди игрушку» - «Спрячем ручки» - «Я пеку, пеку, пеку» -«Кто это?» -«Заборчик» -игра-забава рисуем водой на песке - творческий конкурс «Узоры на песке» опыты: - «Песочные ручейки» - «Теплый - холодный» -«Где вода?» - «Лепим из влажного песка» -помощь взрослым в уборке после игр с песком | консультации: -буклеты «Игры с детьми в песочнице» - мастер-класс «Песок бывает разный» (познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) - конкурс (рисование цветным песком) «Песочная картина» - Семейная гостиная «Игры и опыты с песком» (обмен опытом и идеями между родителями) - Выпуск тематического журнала для родителей «Волшебные песчинки!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми среднего возраста "ВОЛШЕБНАЯ ЛЬДИНКА"
Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста
Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследователь...
Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры
В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....