Пожидаева О.Н. Консультация «Психологический уголок в группе детского сада».
консультация

Пожидаева Ольга Николаевна

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_ugolok.docx342.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1015 ДО 2

Пожидаева О.Н.

Консультация «Психологический уголок в группе детского сада».


В наше время дети в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического

здоровья дошкольников очевидна. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями

психоэмоционального развития.

Оснащение психологического уголка

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- — варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»- колючий., ракушки.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Аудио-видео записи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.) , игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения , «Коробочки добрых дел».

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений».

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул»,

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».

«Полянка настроения»

помогает понимать детям собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребенок видит себя и рассказывает о себе все хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.

«Коробочка секретов»

дает возможность ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, поднятию настроения. В ней сложены разные кусочки ткани, мелкие игрушки из разного материала, кусочки меха. Ребенок закрывает глаза, воспитатель проводит по его руке любым предметом с вопросом

«Что это? Угадай?»

Можно просто рассмотреть предметы, пощупать их.

 «Мешочек радости»

изготовлен из голубого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения.

«Мешочек грусти»

изготовлен из черного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны резинками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

 «Корзинка с клубочками разноцветных ниток»

Их цель : успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается. Игры с клубочками :

«Связующая нить», «Волшебный клубок», «Шустрый клубочек».

 «Коврик злости»

предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в

уголке присутствуют стаканчики для крика.

«Стена изменения настроения». Дети при помощи рук или ног перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом передают изображенную эмоцию. Они отвлекаются от своих отрицательных переживаний, забывают о них, таким образом налаживается микроклимат в группе.

Уголок уединения

Там ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Домик позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбомы с фотографиями.

 «Коробка-мирилка»

Цель : научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Д/и «Азбука хорошего настроения»

 Цель : обучение детей бесконфликтному общению.

«Портрет хорошего меня»

— ребенок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе все хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что-то пропустил. Так дети создают свой положительный

«Я-образ»

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  •                 стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах — с иллюстрированными вредными советами Г. Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  •                 стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  •                 коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  •                 книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения — стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе — и самими детьми.

Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  •                 «Моё настроение»;
  •                 «Маленькая страна хороших людей»;
  •                 «Страна эмоций»;
  •                 «Остров счастья»;
  •                 «Страна дружбы»;
  •                 «Уголок уединения».

Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки

Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон — палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения».

Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

  •                 организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
  •                 создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психологической разгрузки в группе детского сада

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...

Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...

Консультация для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Консультация для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»...

Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"

Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в кото...

"Психологический уголок в группе детского сада. Требования ФГОС"

Согласно ФГОС сейчас в системе образования на первое место выдвигается индивидуальность ребёнка. Именно поэтому важно иметь в группе место, в котором ребёнок может на время оградитьсяч от большого чис...

Консультация для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Консультация для воспитателей«Создание психологического комфорта в группах детского сада»...

Консультация "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Консультация для педагогов - воспитателей, педагогическое просвещение к семинару- практикуму "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"...