Дорогая масленица
консультация на тему

Татьяна Белякова

Информационно-просветительский материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogaya_maslenitsa.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские встречи

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЖУРАВЛЕВА Н.Л.

Коляда исчезла. Но, словно слеша занять в календаре освободившееся место, на смену ей появилась другая русская красавица — Масленица. Она продолжала ту же древнюю языческую традицию восхваления хлеба и земледельческих работ, что и Коляда. А имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощать всю масляную неделю. И если Коляда и церковью, и царскими указами была запрещена, то Масленицу праздновали как в крестьянской избе, так и в царских дворцах.

В разных концах старой Руси бывали свои мелкие различия в масленичных обычаях и обрядах, но общий характер праздника был всюду одинаков. В старину праздник продолжался две недели. Но царским указом срок сокращен был наполовину.

Масленица обычно приходилась на конец февраля, за неделю до великого поста. К празднику готовились заранее: строились снежные горы, качели, балаганы для скоморохов. А в деревнях праздник начинался с чучела, сделанного из соломы. Наряженное в женские одежды, подпоясанное кушаком, обутое в лапти, чучело ввозили на гору и ставили на высоком месте. К одной руке привязывали блин, к другой — блинный помазок. „Приехала Масленица", — выкрикивали ребятишки по деревне.

Каждый из семи дней Масленицы имел свое название. Первый день Масленицы назывался „Встреча". Шутки и смех неслись по всей округе. На второй день открывался „Заигрыш". По сельским улицам ходили ряженые, гудош-ники, скоморохи. Мужчины рядились в юбки и пестрые шали, а женщины в мужскую одежду. Многоголосьем звучали потехи, шутки, прибаутки. Ходило поверье: горько будет тому в жизни, кто на Масленицу познакомится с девушкой. А вдруг „красавица" предстанет в другом образе.

Третий день — „Лакомка" - торжество застолий. Крестьяне пекли блины - круглые, румяные, похожие на лик нарождающего солнца. Во время пирушек доносилось: „Что есть в печи — все на стол мечи! К нам Масленица пришла! На всех радость принесла!".

Четверг прозвали „Разгулом". Масленица широкая! Веселья и смеха было хоть отбавляй. Тут и катание на санках,  и штурм снежных крепостей,  и конные состязания. Как тут было не запомнить такой праздник.

Пятый и шестой дни Масленицы славились как „Тещины вечеринки" и „Золовкины посиделки". Обычно зятья шли в эти дни в гости к теще, где вели разговор о житье-бытье, мирились, коли разлад был, устраивали поминальные вечера. Этот ритуал имел большое воспитательное значение. Вносил между людьми мир и согласие, сеял в их душе добрые семена милосердия.

Кстати, таких нравственных азов, какие были в прошлом, нам сегодня не хватает. А потому нужно возрождать добрые традиции Масленицы, чаще организовывать посиделки, в трудную минуту идти навстречу друг другу.

Торжественным финалом был прощенный день „Прощание". Вот так в прошлом выглядела Масленица. С первого дня народ старался праздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что и весь год тогда будет благополучным и сытым.

Уже с понедельника повсюду пекли блины — главное масленичное угощение. Блин напоминал своей формой солнце, которое земледелец всячески призывал к себе в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и как бы говорили солнцу: „Вот каким круглым и горячим ты должно быть теперь. Ведь скоро сев". Рецепт приготовления блинов был у каждой хозяйки свой и держался в секрете от соседок. Одни ставили тесто на снеговой воде. Другие ходили вечером к колодцу, реке, озеру и там ставили тесто, выждав появление звезд на небе. У третьих были свои приметы, приговоры. Но во всех случаях блины должны были выйти белыми, рыхлыми и вкусными.

Во всех русских деревнях существовал обычай: в дни Масленицы кататься на лошадях. Кони, звеня бубенцами, мчались вереницей друг за другом.   По  сторонам улицы стояли зрители, которые встречали каждую повозку веселыми кликами, возгласами одобрения. В ушах стоял звон бубенцов, сверкавших в солнечных лучах. Такое общее дружное катание вокруг деревни как бы подражало движению солнца! По деревне носили также на палке горящее старое колесо — это тоже был символ солнца, яркого и жгучего.

Неделя Масленицы проходила весело и шумно. Но она подходила к концу. А расставаться с Масленицей никак не хотелось. И молодела просила Масленицу протянуться, за дуб, за колоду зацепиться: погостить не 7 деньков, а 7 годков. Но никакие уговоры и просьбы не могли задержать Масленицу в деревенском календаре. И в очередное воскресенье, ровно через неделю после ее появления, приходилось с ней расставаться.

День проводов Масленицы проходил в деревнях особенно оживленно и шумно. Ведь это была дорогая гостья, румяная „Авдотья Изотьевна". Она, уходя, оставляла деревню на попечение весеннего солнца. И проводы Масленицы были не просто забавой, это было серьезное дело. Надо было как можно лучше объяснить солнцу, что от него теперь требовалось как можно больше тепла и света. Для этого на пригорках и холмах жгли костры из старой соломы, как бы говоря: „Видишь, солнце, — старый урожай ушел. Время растить новый!". Жгли старые смоляные бочки: „Видишь, солнце, как жарко и светло следует гореть тебе над землей, чтобы согретые весенние поля вовремя вывели на свет молодые весенние всходы".

Но, самым оживленным и многолюдным было расставание с Масленицей-чучелом. Его несли по деревне к костру, подражая церковному обряду похорон. Вокруг чучела плясали шуты и скоморохи, а люди с пучками соломы в руках окружали его. Ребятишки с утра бегали по дворам и собирали дрова «На Масленицу, на горельщицу!». Костер складывали из всякого деревенского хлама: в середине пылало на костре старое колесо. Масленицу-чучело подносили к костру, раздевали и бросали в огонь: „Масленицу провожаем — света, солнца ожидаем". Такой обычай сжигания чучела существует и у нас на Смоленщине.

В других областях Масленицу закапывали в землю, топили в проруби с прощальным криком: „Уходи, зима, ко дну, присылай весну". Пепел с костра разбрасывали по полю: хорошее удобрение для посевов.

Так заканчивался праздник Масленицы. А в понедельник люди принимались за подготовку к весенним работам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"

Конспект праздничного мероприятия с использованием фольклора....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

"Масленица дорогая"

Развлечение для детей с целью привития народных традиций...

СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ на тему: «Традиционные народные праздники, как средство воспитания. Масленица годовая, гостья наша дорогая»

Процесс нравственного воспитания в нашей стране, протекает с самого раннего возраста человека. Мы стремимся познакомить детей уже с дошкольного возраста с традиционными народными праздниками, которые ...

Статья "Здравствуй, дорогая Масленица!"

Статья "Здравствуй, дорогая Масленица!"...

Дорогая масленица

Материал для родителей...

Консультация для родителей "Дорогая Масленица"

В разных концах старой Руси были свои мелкие различия в масленичных обычаях и обрядах.Но общий характер праздника был всюду одинаков. В старину праздник продолжался две недели, но царским указом срок ...