Музейная педагогика в детском саду
методическая разработка на тему
Музейная педагогика – инновационная педагогическая технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в детском саду
Музейная педагогика – научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребёнка.
Музейная педагогика в дошкольном учреждении – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства.
Её цель – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи образовательной деятельности: формирование у дошкольников представления о музее; развитие проектно-исследовательских умений и навыков; воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению; способствовать формированию самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; развитие речи и расширение словарного запаса; воспитание культуры поведения.
Музей обладает большим образовательным потенциалом.
Направления музейной педагогики:
- создание и использование мини-музеев в детском саду;
- сотрудничество детского сада с музеями;
- внедрение элементов музейной педагогики в педагогическую деятельность (знакомство с музейными профессиями, понятиями, шедеврами искусства, видами музеев, жанрами живописи);
- поисковая, проектная, экспериментальная, коллекционная.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев. Самым ценным и главным его достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.
Каждый музей работает в нескольких направлениях:
• поисково-собирательское (на начальном этапе). Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;
• экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать;)
• экскурсионное (внутри музея).
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это, например, может быть срисовывание понравившейся картины.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые и проектные технологии.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Основной целью включения музейной педагогики в образовательную деятельность является творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в детском саду.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...
Важность музейной педагогики в детском саду.
Мини-музеи в ДОУ....
Презентация "Музейная педагогика в детском саду "
Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....
Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...
Музейная педагогика в детском саду
Формирование у дошкольников представления о музее...
Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...