Музейная педагогика в детском саду.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
на стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д.С.Лихачев.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Я всегда считала это направление главным в своей работе, ведь иначе не вырастить , не воспитать достойного ЧЕЛОВЕКА. С годами и люди и дети очень изменились, другими стали общечеловеческие ценности, появилось много жестокости и равнодушия. Сама очень люблю историю, и эту любовь стараюсь привить детям через занятия, игры, фольклор. Много лет работаю, используя тематическое планирование, включающее разделы по нравственному и патриотическому воспитанию.Но этого мало.
На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потр
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.»
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
ебность в добре?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka_budet_garmonichnym_tolko_v_tom_sluchae.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудниками городского краеведческого музея была разработана музейно-педагогическая программа «Мир памяти человека». В основе музейно-образовательной программы лежит предметно-вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда - как источники знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Эту программу предложили нашему детскому саду. Мы приняли ее с интересом, так как перспектива создания музейного пространства и работа по музейной педагогике (явление в то время совершенно не имеющего аналогов) нам показалась интересной. Сложился хороший творческий коллектив, задачами которого являлись:
- определение общей структуры программы и ее содержания;
- оснащение программы методическими материалами;
- апробирование программы в работе с детьми;
- участие в научно-методической и информационной работе (проведение научно-практических конференций, семинаров, публикация материалов, выступления в местной печати, по радио, телевидению).
Главной целью программы «Мир памяти человека» является:
- содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Ямала.
Программа «Мир памяти человека», учитывает типовую программу для детских садов и начальной школы по «ознакомлению с окружающим», но если в типовой программе стоит задача адаптации ребенка к его ближайшему современному окружению и выработке простейших навыков ориентации, то музейно-образовательная программа «Мир памяти человека» предлагает качественно иной уровень освоения действительности, ее исторического прошлого, учит ориентироваться в предметном мире культуры, постигая и осваивая его ценность и символическое содержание.
Программа состоит из 8 взаимосвязанных тематических блоков, в каждом из них по 3-5 занятий, которые состоят из трех частей:
- подготовительную работу в группе,
- занятие в музее
- закрепление материала в группе.
Занятия по программе проводятся как в музее, так и в детском саду.
БЛОК №1 «Музей это…» октябрь
- В гостях у хранительницы истории.
- О музеях мира.
- История вещей.
- Музей в будущем.
Задачи занятий по блоку:
- Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;
- Знакомство с профессией музейного хранителя;
- Познакомить с видами музеев;
- Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;
- Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».
БЛОК №2 «100 лет назад» ноябрь
- Жилище, быт народов Севера (ханты).
- Воспитание в семье.
- Сохранение традиций и культуры.
- Игры и праздники народов Севера (Ханты).
Задачи занятий по блоку:
- Дать представление о традиционной семье хантов, как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.
- Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства обычаями и укладом хантыйской семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.
- Познакомить детей со старинными бытовыми предметами хантыйского быта, выполненными членами семьи.
- Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.
- Отметить роль природы в жизни традиционной хантыйской семьи.
- Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к обычаям и традициям своей семьи, старшим в семье.
БЛОК № 3 « Назад в прошлое» декабрь
- Жилище, быт народов Севера (коми- зырян).
- Воспитание в семье.
Задачи занятий по блоку:
- Дать представление о традиционной семье как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.
- Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства обычаями и укладом семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.
- Познакомить детей со старинными бытовыми предметами быта, выполненными членами семьи.
- Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.
- Отметить роль природы в жизни традиционной семьи.
- Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к обычаям и традициям своей семьи, старшим в семье.
- Сохранение традиций и культуры.
БЛОК № 4 «Древний промысловый календарь коми зырян» январь
- Периоды медведя и лося.
- Период лисицы и выдры.
- Период росомахи и горностая.
- Период куницы и белки.
- Период оленя.
Задачи занятий по блоку:
- Дать представление об истории создания экологического календаря хантов;
- Познакомить детей с различными сезонными периодами календаря и его особенностями;
- Показать роль календаря в жизни северных народов;
- Способствовать воспитанию у детей бережного и уважительного отношения к природе и истории родного края.
БЛОК №5 «Народная игрушка, и игры северян» февраль
- Знакомство с этапами изготовления коми-зырянской самодельной куклой Акань.
- Знакомство с играми головоломкам.
- Сказки и мифы народов Севера.
- Подвижные игры народов Севера.
Задачи занятий по блоку:
- Дать представление об истории возникновения и значении игрушек у народов севера;
- Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы Акань;
- Познакомить с национальными игрушками мальчиков
- Изготовление игр головоломок
- Знакомство с подвижными играми народов Севера;
- Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории народного края и его народностям.
БЛОК №6 « Фольклор народов Севера» март
- Знакомство с устным народным творчеством (сказки, мифы).
- Колыбельные песни народов «Коми-Зырян».
- Традиции и праздники северных народов.
Задачи к блоку:
- углубить знания детей о фольклоре народов Севера. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой.
- через личное участие ребенка в праздниках народного календаря познакомиться с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.
- раскрыть характерные черты народов Севера: трудолюбие, доброту, гостеприимство, смелость и изобретательность,. взаимовыручку (общинность) . Чувство гармонии природы и рукотворной красоты, высокую духовность, песенную, сказочную культуру и т.д.
БЛОК №7 « История моего города» апрель
- История возникновения первых поселений (Сказ о семи лиственницах).
- Строительство железной дороги.
- Возникновение и строительство первых домов и улиц.
- Современный город «Семи лиственниц».
Задачи занятий по блоку:
- Познакомить детей с историей возникновения первых поселений в городе;
- Показать значение строительства железной дороги для развития города;
- Рассказать, как возникли первые дома и улицы;
- Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.
БЛОК №8 «Мы живем в России» май
- Мы живем в России.
- Геральдические символы России.
- Права детей в России.
- Россия в будущем…
Задачи занятий по блоку:
- Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;
- Закрепить знание геральдических символов России, Ямала, города в котором живем;
- Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России;
- Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.
Тематика блоков подобрана таким образом, что она перекликается с народными праздниками: Проводы лебедя (ханты), Ворна-хатл (ханты), Медвежий праздник ( ханты, манси), «Шанежки», Масленица, Пасха(коми), в которых участвуют не только дети, но и их родители.
Все занятия проходят в игровой форме «погружения в культуру», когда ребенок и педагог входят в реконструированный интерьер и переносятся в историческое пространство. В течение всего занятия в специальной обустроенной предметно-пространственной среде дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребенка, эмоциональное воздействие, связанные с «погружением», атмосфера чувствования, сопереживания окрашивает получаемые знания, личными эмоциями ребенка, превращая их в мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.В ходе проведения занятий интерес к музейным занятиям проявили не только дети, участники проекта, но и их родители, а также специалисты детского сада, педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители и социальные педагоги. Педагоги детского сада отметили, что дети стали более любознательными, внимательными, усидчивыми, дети охотно делятся полученными знаниями с взрослым и сверстникам. Особую заинтересованность к музейным занятиям проявили родители воспитанников, они не только активно помогают детям, но и как они говорят очень много нового и интересного узнают от детей по краеведенью. Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками музея были созданы тематические видеофильмы, мультфильмы, дидактические и подвижные игры. Свои впечатления и знания, полученные на занятиях, ребята раскрывают через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки).
По итогам проведенных занятий проводятся выставки работ детей по различным темам:
- рисунки «Наш музей», «Музеи мира»;
- макеты – «Музей будущего», «Стойбище оленеводов»;
- поделки из различного материала – «Акань», элементы орнамента, игры головоломки и т.д.
Но программа рассчитана на детей старшего возраста, а как же быть с малышами? Вот и возникла идея создания мини- музея в группе, целью которого является с помощью музейной педагогики организовать в группе мини-музей, который разовьет у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к природе родного края. Первый этап был наполнен новой для нас работой по освоению теории и методики музейной педагогики. Прошли первые консультации, родительские собрания.
В интерьер включено и выставочное пространство – нейтральное и удобное для быстрой смены экспозиций.
Этапы работы
- Реализация направления «Музейная педагогика».
- Обогащение предметно- развивающей среды.
- Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
- Формирование активной жизненной позиции.
Но открытие музея – только начало дела, затем пришлось немало поработать, чтобы вещи, хранящиеся в нем, заговорили, рассказали детям о своей далекой жизни. Необходимо было создать атмосферу сказки, чуда, ведь именно неожиданное, необыкновенное всегда вызывает интерес.
Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку, даже совсем малышу. Предмет – главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать.
Свой мини-музей мы организовали в раздевалке на столе, полке, используем и стены. Работу мы начали с организации выставки «Камни Полярного Урала» - знакомство с полезными ископаемыми своего края, его богатством, значением в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.
Для среднего возраста проведена экскурсия «В гостях у Хозяйки Медной горы», а для детей старшего возраста - «Из жизни камня», которую провел гость сада геолог Мельников С.В.
При изучении темы «Ямал – мой край родной»- экспозиции связанные с ознакомлением детей с бытом и культурой народов Севера; организовали выставку книг, поделок местных художников, мастер- класс по изготовлению кукол, выставку рисунков;
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей; «Кукломания» - экспозиция знакомит с историей появления кукол на Руси, на Ямале, развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.
Изучая тему «Россия- родина моя», создали экспозицию «Наша родина — Россия» - выставка книг по истории, образцы гербов городов России, игрушек, изделий народных промыслов, коллекция монет и денежных купюр с государственными символами разных стран,- знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками; «Народные игрушки» - знакомство с деревянными игрушками, игры с ними, воспитание интереса к истории своего народа. Для детей среднего возраста была организована экскурсия «Чем играли дети на Руси», для старшего- «Игрушки из дерева, поиграем!»;
«Волшебство узора»- персональная выставка работ мастера –кружево фриволите, предоставленных мамой ребенка.
Экспозиция «История пасхального яйца»- возникновение традиции красить яйца, выставка раскрашенных яиц (деревянных, фарфоровых, папье –маше, альбомы с фотографиями).
«Лукоморье»- выставка «волшебных» предметов из сказок, развитие воображения, фантазии, творчества.
«Что такое Герб» - здесь могут быть собраны гербы городов, стран, своих семей, исторические данные возникновения геральдики, создан исследовательский проект «Герб моей семьи», который дети защищали на конкурсе.
Выставка «Воинской доблести и славы»- фотовыставка, документы, медали и ордена ВОВ, открытки ко Дню Победы, литература и др.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся по музейно- образовательной программе, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей. Занятия по этой программе способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления – оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами.
Что же дает реализация музейно-образовательных программ?
В настоящее время Ребенок, ради которого и создавалась эта программа, получает несомненную пользу от ее внедрения. У него появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность музейной педагогики в детском саду.
Мини-музеи в ДОУ....
Презентация "Музейная педагогика в детском саду "
Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....
Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...
Музейная педагогика в детском саду
Формирование у дошкольников представления о музее...
Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...
Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика- молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др.В настоящее время для развития музейного...