Инновационная деятельность педагога младшей группы
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пуряева Мария Николаевна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_puryaeva_m.n.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №9» комбинированного вида муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Инновационный опыт.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитателя Пуряевой М.Н.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Актуальность и перспективность

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Использование ТРИЗ-РТВ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- преодолевают стереотипность мышления;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

- раскрепощению детей на занятиях;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

- делают занятия интересными и увлекательными.

Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно ТРИЗ-РТВ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику, но и добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать свою значимость для окружающих  и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Существенно повышается вероятность решения творческих задач благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

Условия формирования опыта.

       Для успешного осуществления поставленных задач были созданы определённые педагогические условия: 

- общение со взрослыми и сверстниками;

- субъективная позиция ребенка в деятельности;

- направленность деятельности на познание окружающего мира;

- создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей активной творческой деятельности при обучении дошкольников;

- введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр, творческих, импровизационных и проблемных задач;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей 
     Профессиональные качества педагога:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.

Теоретическая база опыта

Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»), А.В. Корзун «Весёлая дидактика» Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого. В основу моего опыта легли разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей.

Технология опыта

Описание:

- обоснование актуальности развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а именно творческого мышления, творческого воображения и речетворчества;

- обоснование создания необходимых условий для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста;

- приведена краткая характеристика особенностей развития психических процессов для детей каждого возрастного периода (младший, средний и старший дошкольный возраст) и в связи с этим прописаны особенности работы по ТРИЗ – РТВ в каждой возрастной группе;

- даны рекомендации по использованию элементов ТРИЗ – РТВ в индивидуальной повседневной и подгрупповой работе; практические советы по конструированию новых форм работы: занятий, игр, развлечений и пр.

- представлен творческий подход к организации занятий по ознакомлению с окружающим;

- разработано тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром по каждой возрастной группе (II младшая, средняя и старшая группы);

- описание приемов фантазирования  и способы их использования, особенности их применения по возрастам (младший дошкольный возраст – старший дошкольный возраст);

 - обосновано применение данных приемов фантазирования технологии ТРИЗ-РТВ;

- разработаны, подобраны и систематизированы игры с их применением, а также упражнения, тренинги для развития системного видения и познания окружающего мира.

1. Развитие творческих способностей.

«Творческие способности» или «креативность» американским психологом Фроммом трактуются так: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основным показателем творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Так как они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Важную роль в творческой деятельности играет воображение, в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации.

Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. С помощью воображения малыш познает окружающий мир и самого себя. Если малыш чего-то не знает, он может вообразить, и этим заполняется пустая брешь.

Одной из главных задач в работе с дошкольниками является формирование таких качеств мышления,  как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их.

Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

 1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом,  и меньше  переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.

11.Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Технология использования приемов фантазирования.

С детства, читая и перечитывая любимые сказки, а в школьном возрасте – научно-фантастические произведения, мы не перестаем удивляться полету творческой мысли авторов. Однако приемов, на которых строятся типовые фантастические преобразования совсем не много. Основаны они на физических преобразованиях объектов и их частей, признаков, места событий.

Технология ТРИЗ-РТВ основывается  на приемах фантазирования. Эти приемы можно использовать уже с младшего дошкольного возраста. Но прежде предстоит их ввести в обиход и дать понятие о них на конкретных примерах.

Использование ТПФ в разных возрастных группах

1-я и 2-я младшие группы - изменение размера, изменение структуры (дробление-объединение), изменение подвижности (оживление-окаменение).

Средняя группа - изменения во времени, специальное - универсальное волшебство, приём "наоборот".

Старшая группа - комплексное использование всех знакомых приёмов.

Прием фантазирования ОЖИВЛЕНИЕ – ОКАМЕНЕНИЕ .

 Этот прием очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм – одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот прием лежит в основе сказки – литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй. Хорошо прописан прием изготовления символа приема оживления: провести с детьми беседу о том, чем отличается живой объект от неживого. В процессе беседы выясняется, что живые объекты дышат, питаются, растут, двигаются, видят, издают звуки. Соответственно тогда у них должны быть глаза, рот, нос, руки и ноги.  После ответов детей показать им  прозрачный целлофан, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”. Его можно свернуть в трубочку, скрепить, он будет стоять. Продемонстрировать с помощью его “оживление” предметов, а потом предложить детям назвать его. (Пусть дети сами придумают ему название). Этот прием можно с большим успехом использовать для решения каких-либо  проблемных ситуаций и сказочных историй с превращениями. Этот прием вводится уже с младшего дошкольного возраста. Сначала «оживление» проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети (здесь уже вступают во взаимодействие два приема – данный прием «оживление» и прием фантазирования «эмпатия»,  который будет описан ниже). Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает  эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина), что немаловажно именно в младшем дошкольном возрасте и конечно же развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру.

Прием «Увеличение – Уменьшение».

Младший дошкольный возраст.

Воспитатель: - Сегодня я вас познакомлю с самым-самым большим человеком. Зовут его Великан. Он очень большой (показ символа приема «Увеличения») и умеет делать все тоже очень большим, т.е. всё увеличивать. Посмотрите, был у меня совсем маленький котенок (показ предмета или его изображение), а хотите Великан сделает его большим или даже огромным. Дети с интересом затаили дыхание. Предложите им на время закрыть глаза, а в это время заменяете незаметно для детей исходное изображение или предмет котенка на аналогичное только большего размера (можно отсканировать изображение и увеличить его). Предложите детям открыть глаза – удивлению и восхищению нет предела. Поясняете: был у меня совсем маленький котенок, а Великан сделал его вот таким. И здесь можно продолжить игру, сказав, а вот если Великан сделает котенка размером с целый дом, что будет? Это будет хорошо или плохо? Проанализировать ситуации: чем хорошо и чем плохо? В результате применения этого приема осуществляется и обогащение словарного запаса ребенка и развитие грамматического строя речи (закрепляется выстраивание синонимического ряда: большой, большущий, огромный, громадный и т.д.)

Так как данный прием фантазирования «Увеличение – Уменьшение» двойственный, то здесь же, на этом же занятии, вводится и разбирается второй символ – «Уменьшение». Вводится он следующим образом. Педагог рассказывает далее: а есть наоборот совсем-совсем маленький даже малюсенький человечек – это Гномик (показ картинки – изображение символа). Как вы думаете, а что он умеет делать? Дети уже могут догадаться сами, что если большой Великан все увеличивает, то маленький Гномик соответственно делает все маленьким – уменьшает. И здесь же на предыдущем примере исходного изображения маленького котенка Гномик делает его еще меньше. И теперь котенок становится малюсеньким и даже крошечным. Опять же анализируется данная ситуация: чем хорошо когда котенок такой малюсенький, а чем плохо, т.е. решается противоречие.

И здесь уже ребятам предлагается сам символ приема «Увеличение – Уменьшение» - это могут быть отдельные картинки, скрепленные вместе, либо двойственное изображение наподобие карт, где одно изображение расположено вверху, а второе снизу. И теперь этот прием кода будет использоваться детям уже будут ясны и понятны его функции. Но здесь важно уточнить еще раз, что как таковых Великана и Гномика не используем, а используем только их возможности увеличивать и уменьшать.

Прием фантазирования «Ускорение – Замедление».

Младший и средний  дошкольный возраст.

Детям предлагаются картинки животных, среди которых есть черепаха, используя картинки, дети должны выбрать самое медленное животное и объяснить свой выбор (черепаха). Далее также по картинкам (изображение видов транспорта, например, поезд, самолет, пароход, машина) предлагается выбрать самый быстрый транспорт (самолет), объяснить свой выбор. Теперь предложите детям решить проблему: как сделать так, чтобы медленная черепаха, если захочет, могла бы тоже быстро двигаться? И здесь дети предлагают приделать черепахе крылья от самолета, посмотреть, что же получится (показ детям уже готового изображения черепахи с крыльями самолета).  Полюбоваться черепахой, уточнить бывает ли на самом деле такая черепаха? Порадоваться, что у нас такая есть. Уточнить ее возможности. Дать название данной черепахе (дети обычно предлагают название черепахосамолет). Так вводится очередной прием фантазирования «Убыстрение – Замедление». Здесь обязательно опять же уточняется, что как таковая черепахосамолет не используется, а применяется ее возможность что-то убыстрять – делать быстрым или что-то замедлять – делать медленным. Прием фантазирования «Ускорение – Замедление» интересно рассмотреть на следующем примере: предложить детям рассмотреть ребенка (показ куклы-малыша): части тела, строение туловища. Рассказать детям, что дети растут, будут расти-расти и вырастут, как папы и мамы.  Предложить посмотреть, как будут дети расти на примере куклы – малыша (кукла-малыш изготовлен следующим образом: его руки, ноги, туловище и голову можно увеличивать, например, вдвое, растягивая их, так как продолжение их сделаны и сложены виде гармошки и скреплены скрепкой). Выясняем хорошо или плохо, кода что-то одно быстро растет, например, голова, руки, ноги, туловище (все рассматривается в отдельности) взяла и выросла (голова увеличивается вдвое). Когда это хорошо, а когда плохо? Удобно ил неудобно ходить с такой большой головой, делать что-то такими руками и т.д. На примере данной игры закрепляется знание строение тела человека, его функции и то, что человек растет, все части тела растут одинаково.

Анализ результативности опыта

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Развиваются таких личностных качеств как уверенность, организованность, коммуникабельность, выносливость, сила воли. По итогам наблюдений педагогов и родителей дети стали увереннее в себе, организованнее и выносливее.

Трудоемкость опыта

Материал и формы работы подобраны таким образом, чтобы педагогу было несложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для них видам деятельности: игре, общению с взрослыми и сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций и т.д.

Предполагается творческое отношение педагога к проведению занятий: использование дополнительной методической литературы, развивающих игр, демонстрационного иллюстративного материала, аудио- и видеозаписей, компьютерных презентаций и других имеющихся в детском саду пособий и материалов. Применение ТСО позволяет повысить уровень развития образного мышления, а также воспринимать материал в полном объеме и более качественно. Важно, чтобы демонстрационный материал вызывал эмоциональный отклик у детей.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.  

Адресность опыта

ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта, позволяющего фактически любому педагогу в дошкольном образовательном учреждении давать достаточно высокий результат при формировании интеллектуально-творческих способностей маленького ребенка. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Работа по ТРИЗ-РТВ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Наглядные приложения

Наглядные пособия и игры необходимые для работы по тематическому планированию во II младшей группе.

Дидактические игры:

  • «Квартира»;
  • «Чудо дерево»;
  • «Лес и его обитатели»;
  • «Как человек растет»;
  • «Транспорт»;
  • «Сад, лес, поле, огород»;
  • «В небе, на земле, на воде»;
  • «Посуда»;
  • «Бытовая техника»;
  • «Части – целое» по темам: мебель, квартира, транспорт, животные.

Карты-символы приемов фантазирования:

  • «Увеличение – Уменьшение»;
  • «Убыстрение – Замедление»;
  • «Дробление – Объединение»;
  • «Оживление».

Кольца Луллия как разновидность метода морфологического анализа в дошкольной дидактике.

Описание пособия.

Пособие состоит из 2-3 картонных дисков, подвижно соединённых на центральной оси, а также накладного сектора по диаметру самого большого диска.
В младшей группе этот накладной сектор делается в сплошном круге, чтобы закрывать все остальные изображения. В старшем возрасте - обозначается стрелками.
Каждый диск разделен на 8 секторов с кармашками, куда вставляются картинки.

Технология построения тренингов.

    Кольца Луллия по сути своей это тот же морфанализ. Но практика показывает, что у детей это пособие вызывает больший интерес, чем игры с "дорожками".

    На основе пособия "Круги Луллия" строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств.

    Для игры необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков) из тех, которые попадут "под стрелочку". В зависимости от задания объяснить это сочетание.

Варианты сочетаний.

- Объекты с объектами ("Найди, чем похожи", "Больше-меньше", "В какой сказке есть оба героя"…),

- Объекты со свойствами: сказочные герои с характерами, природные объекты с характерными признаками класса ("Найди то, что растёт", "Как проявляется свойство "болеть" у этого объекта?", "В какой сказке этот герой с таким характером", "Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер"…)

- Объекты с частями ("Чья это часть?", "Где у данного объекта такая часть?"…),

- Объекты и "место" ("Найди место, где бывает объект", "Объясни, когда объект бывает в этом месте", "Что будет, если объект здесь окажется?"…),

- Объекты и материалы ("Найди объект, который сделан из этого материала", "Как сделать такой объект именно из этого материала?" Например - стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т.д.),

 - Части с частями ("Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой объект получится? Для чего?"…),

- Объекты со знаками: буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами. ("Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра", "Где в изображении объекта спряталась цифра?", "Есть ли эта буква в названии объекта?", "Как будет называться объект, если его первой буквой станет…", "Придумай дело для объекта, которое начинается на букву…", "Какая служба спешит на помощь?" - сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб. "Как сможет помочь эта служба, если её вызвали не по назначению?", "Нарисуй объект, который состоит только из круглых (других) частей"…)

- Знаки со знаками ("Придумай задачку с этими числами", "Подбери знак, который можно поставить перед этими числами", "Составь двузначное число", "Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы", "Сложи слог"", "Сложи слово из слогов, придумай ему значение", "Нарисуй объект, у которого части заданной формы, размера, цвета"…)

    Вариативность обозначений позволяет строить тренинги на основе "Колец Луллия" в любой области знаний.

Дидактическая игра Кольца Луллия по темам:

  • «Детский сад»;
  • «Семья»;
  • «Профессии»;
  • «Овощи»;
  • «Фрукты»;
  • «Домашние животные и их детеныши»;
  • «Птицы»;
  • «Различные дома» (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые);

«Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Инновационная деятельность педагога»

Сегодня в обществе происходит много перемен, и педагогу необходимо шагать в ногу с этими переменами.  Педагог с инновационным стилем мышления, положительно влияет на качество обучения и воспитани...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

Рабочая программа образовательной деятельности педагогов младшей группы № 4 общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 учебный год

 В центре Рабочей Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или законо...

Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК"Мозаичный парк"

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитыват...

«Организация инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии «ЛЭПБУК»

В данной презентации представлено проектирование инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии "ЛЭПБУК" в дошкольной образовательной организации....

Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»

Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего  дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»  Одна из важнейших задач...