Конспект ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кондратьева Гользиря Мунавировна

Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного (творческого или креативного) мышления является театрализованная деятельность.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализации необходимо решать ряд задач:

● Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;

● Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;

● Формировать ситуации успешности;

● Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;

● Формировать устойчивое отношение к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_vystuplenie_kondrateva_g.m.docx70.6 КБ

Предварительный просмотр:

     Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного (творческого или креативного) мышления является театрализованная деятельность.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализации необходимо решать ряд задач:

● Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;

● Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;

● Формировать ситуации успешности;

● Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;

● Формировать устойчивое отношение к творчеству.

( Выводится на слайд, не читается)

Принципы работы над развитием креативных способностей детей:

● Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;

● Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

● Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;

● Уважение мнения ребенка, его личной позиции;

● Активная игровая деятельность дошкольников.

Итак, в решении поставленных задач мне помогают Триз-технологии. Первый (начальный)   этап данной работы –решение  игровых сказочных  задач,  целью которых является раскрепощение фантазии ребёнка, снятие страха перед «правильным» или «неправильным» ответом, необходимо научить ребёнка выходить  за рамки стереотипов ( шаблонов мышления). Игровые задачи строятся на самых простейших жизненных и сказочных противоречиях. Необходимо  научить детей решать сказочные задачи – попытаться помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение.

Решение сказочных задач.

1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Вопрос: Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал?

Ответы:

- взять с собой воду перед тем как отправиться в лес…

- зайти в лес поесть сочных ягод…

- поискать ручеёк…

- сделать след своей ногой и из него напиться…

2. Сказка «Курочка Ряба»

Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнёт?

Ответы:

- накрыть яйцо чем-нибудь

- положить на тарелку

- выдолбить в столе ямку и туда положить яйцо

-сделать стол (ответы связаны с преобразованием самого стола)

В своей работе я использую следующие приёмы:

  1. «А что, если…» , задаётся простой вопрос из повседневного быта или сказки. Так, например, при чтении сказки «Гуси-лебеди» я задала вопрос:  «А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?», или при чтении сказки «Лиса и заяц» Петушок не сможет выгнать Лису?» Что произойдёт?
  2. «Помоги сказке» Предложить ребенку придумать выход из сложной ситуации знакомым сказочным персонажам. «Посадил дедка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет дедка, вытянуть не может… Позвал дедка бабку – а бабка в магазин ушла… Позвал внучку – она в школе… Позвал Жучку – Жучка убежала к соседской собачке в гости… Позвал Кошку- Кошка на печке спит, не слышит… Позвал Мышку – Мышка в поле зернышки запасает… Никого нет… Что делать дедке?» (Противоречие – и репку надо вытащить, и дед один не справится) Придумай, как можно помочь деду?
  3. «Если бы ты попал в сказку»

После рассказывания или чтения сказки необходимо поразмышлять с ребенком, а как бы он поступил, если бы оказался в сказке. Например,

«Если бы ты вместе с Красной Шапочкой пошел к ее бабушке, что бы ты сделал?» «Что бы ты взял с собой? Как бы использовал это?» «Кого бы позвал пойти вместе с вами? Может быть, кого-то из другой сказки позвал?» и т.п.  

Следующий этап работы  -        составление сказок, он являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике я применяю  следующие методы составления сказок:

«Салат из сказок»

Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою - новую сказку.

«Сказка в заданном ключе»

Используя как бы разные ключи, можно открыть для детей сказку в другом времени, месте действия, предложить им сменить поле действия, время действия, например: «Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха у рыбки?

Сказка «наизнанку»

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным, например:

Красная Шапочка злая, а волк добрый... Что будет дальше?

Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами...

«Что было потом»

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?"

Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.        

         При составлении сказок необходимо позволять ребенку высказывать любые, даже самые нелепые предположения, нестандартные предложения и решения. Нужно твёрдо помнить – в ТРИЗ неправильных ответов НЕТ. Нельзя отметать ни одного решения, просто анализировать работу мысли ребёнка, ненавязчиво помогать ему самому найти самое лучшее решение. Не нужно огорчаться  и в том случае, если на первых порах ребенок не сможет предложить различные варианты решений. Необходимо предлагать ему различные творческие задания, поощрять  и радоваться необычным и даже самым фантастическим ответам. Сюжеты к сказкам  подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате.

        Постепенно дети начинают импровизировать, они  могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.

        В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.

Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых они играют особенно эмоционально и непосредственно.

       Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наш проект «Театр на ложках» на основе сказки «Колобок» начинался с чтения сказки и противоречии:  «А как Колобку можно погулять, чтобы все закончилось хорошо? (Противоречие: как  Колобку и погулять, и не быть съеденным). Дети предлагали массу разных идей, высказывали самые неординарные предположения, версии, которые и легли в основу нашей сказки. Мы с ребятами придумали поставить кукольный спектакль, используя ложки. Конечно же, в работе над  проектом большая роль отводилась родителям: они помогли новый сюжет сказки переложить в стихотворную форму, изготовили кукол, смастерили декорации, а ребята с большим удовольствием принялись учить свои роли. Продукт нашего проекта мы хотели бы сегодня Вам представить.  

Спектакль «Колобок»

Итог:

      Итак, эффективность методики театрализованной деятельности посредством ТРИЗ-технологий для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, решают сложные задачи,  владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью, мыслят новаторски, уходят от шаблонного мышления. В результате формируются  креативные качества личности и креативное мышление.

           

Колобок3Колобок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Конспекты ТРИЗ-технологи

Консультации по ТРИЗ-технологии для родителей. Конспект зантия Эвроритм...

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ

quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...