дополнительная программа для детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему

Никифорова Лилия Александровна

Инновационная программа, являщая дополнением к основной общеобразовательной программе для детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_programma_na_detey_2-3_goda_gruppa_no2.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная программа для

Первой младшей группы 2

Тема: «Пальчиковые игры».

"Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста, через театрализованные, пальчиковые игры".

Воспитатели:

Никифорова Лилия Александровна,

Кот Лариса Ивановна.

Пояснительная записка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Эта проблема и подтолкнула нас к организации работы в этом направлении  т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей об Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  2. Устав ДОУ.
  3. Образовательная программа ДОУ

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада №28 комбинированного вида Красносельского района Санкт- Петербурга.учения.

Цель работы по программе: 

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных, пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу –  предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики, конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты , имеющиеся в группе:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

• рисунки с завинчивающими крышками;

•  разноцветные ленточки;

• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

•  шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Блок первый : Массаж рук.

Цели и задачи:

- Развитие силы рук.

- Предоставление ребенку различных тактильных  ощущений.

Материалы:

Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью, желуди, крупа, бигуди-липучки небольшого диаметра.

Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Издательство «Мозаика-синтез»

Блок второй: Игры с различными предметами и материалами

Цели и задачи:

- Развитие хватания.

- Развитие согласованных движений обеих рук

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.

- Развитие осязания.

- Развитие мышления и воображения.

Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Издательство «Мозаика-синтез»

Блок третий : Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

- Развитие согласованности движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Развитие внимания.

Издательство «Учитель» Картотека тематических пальчиковых игр.

ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК! КАК ЖИВЕШЬ?

- Развивать воображение и эмоциональную выразительность.

- Способствовать положительному настроению и благоприятному пребыванию вгруппе.

ООО Издательство «Речь» Л.Иванова 2011г

Стихи с движениями

месяц

1 неделя

Блок №1

2 неделя

Блок №2

3 неделя

Блок №3

4 неделя

Блок №4

сентябрь

-------------------------

 «Пальчики здороваются»

«Семейка»

------------------

октябрь

 «Крутись карандаш»

«Котенок»

«Капуста»

«Апельсин»

 

«Постираем белье»

ноябрь

«Не боюсь колючек»

(зубная щетка)

«Ежик»

(прищепки)

«Кукушка»

«Дом»

декабрь

«Не послушные шарики»

 «Спрячь в ладошке»

«Мороз»

«Снег, снег»

январь

«Не боюсь колючек»

(Массажные мячи)

 «Что внутри?»

 «Снежинки»

«Ой мороз, мороз»

февраль

«Непослушные фасолинки»

«Погремушки»

«Лапки – царапки»

«Кораблик»

март

«Спрячем ручки»

(сухой бассейн»

 «Бусы для куклы»

«Солнечные  зайчики»

«Я пеку, пеку, пеку»

апрель

«Не боюсь колючек»

(Шишки)

«Солнышко»

(прищепки)

«Дождик, дождик веселей»

«Лакомка»

май

«Нади игрушку»

(сухой бассейн)

 «Сдуй игрушку»

«Танспорт»

«Цыплята»

«Два веселых гуся»

Этапы программы:

I. Подготовительный этап. 30.09.2016 – 10.01.2017

1.Определение темы, целей и задач, содержания программы, прогнозирование результата.

2.Изучение методической литературы по данной теме.

3.Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

4.Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.

5.Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

Проведение мастер - класса для родителей  : по нетрадиционным пальчиковым играм  «Пальчикам не дам скучать — буду весело играть». Изготовление дома игр на мелкую моторику из природного и бросового материала

II. Основной этап реализации программы. 10.01.2017 – 31.03.2017

1.Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

2.Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

3.Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации  «Речь и пальчики», «Как  проводить с ребёнком театрализованные пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительское собрание «Ладушки ладошки»;
  • дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы

Мероприятие

Сроки

1.

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренний и вечерний отрезок времени,  в прогулки.

Мастер-класс для родителей:

по нетрадиционным пальчиковым играм

«Пальчикам не дам скучать — буду весело играть» изготовление игр в домашних условиях

Сентябрь -Ноябрь

2.

Включение пальчиковой гимнастики в НОД.

3.

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

4.

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

5.

1.Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

3.Игра с пластилином «Дождик льет и капает»

Декабрь - Февраль

6.

1.Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».

2.Оформление папки передвижки «Картотека Игры с предметами домашнего обихода»

3.Игра на тактильное восприятие «Маша пьет чай».

7.

1.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

2.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

3. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».

8.

1.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

2.Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

3. Игра с водой «Водичка».

9.

1.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

3.Игра с бумагой «Кораблик».

Март -Май

10.

1. Игра на выкладывание «Почки-листочки».

2.Игровой массаж «Поиграем с ручками"

11.

1.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

12.

1.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом».

Родительское собрание. Тема: «Ладушки-ладошки».

III. Заключительный этап.  03.04.2016 – 28.04.2017

1.Выставка - фотоотчет  - 25 мая.

2.Подведение итогов работы.

Используемая литература:

- Дом Марии Монтессори «Упражнения с монтессори материалом»

Педагогический центр «Эксперимент» Рига-Москва 1996;

Издательство УЧИТЕЛЬ

- Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека тематических пальчиковых игр Составитель Л.И. Калмыкова. издание 2014г

- Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет

ООО Издательство «Речь»

- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 1-3 года

Е,А, Янушко Издательство «Мозаика – Синтез»

- Развивающие тренажеры из бросового материала.

Издательская программа Педагога нового времени. Воронеж 2006 Е.В.Полозова.

- Я УЧУСЬ «Развиваем моторику рук» 2-3года «Омега пресс»

- Школа раннего развития «Башки –Барашки» Л,П,Абрамова Издательский дом «Карапуз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ "ЖИВОЙ ПЕСОК"

Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка...

дополнительная программа для детей 3-7 лет "Здоровей-ка"

Здоровье-это счастье,Здоровье -это радость,Здоровье -это богатство,Здоровье- это элексир жизни....

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немы...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Волшебный теремок ".

Мелкая моторика- это точное и тонкое движение пальцев рук. Ручной труд - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления...