дополнительная программа для детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему
Инновационная программа, являщая дополнением к основной общеобразовательной программе для детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_programma_na_detey_2-3_goda_gruppa_no2.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная программа для
Первой младшей группы №2
Тема: «Пальчиковые игры».
"Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста, через театрализованные, пальчиковые игры".
Воспитатели:
Никифорова Лилия Александровна,
Кот Лариса Ивановна.
Пояснительная записка.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Эта проблема и подтолкнула нас к организации работы в этом направлении т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей об Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Устав ДОУ.
- Образовательная программа ДОУ
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада №28 комбинированного вида Красносельского района Санкт- Петербурга.учения.
Цель работы по программе:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных, пальчиковых игр.
Задачи для педагога:
подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики, конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты , имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• рисунки с завинчивающими крышками;
• разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Блок первый : Массаж рук.
Цели и задачи:
- Развитие силы рук.
- Предоставление ребенку различных тактильных ощущений.
Материалы:
Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью, желуди, крупа, бигуди-липучки небольшого диаметра.
Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Издательство «Мозаика-синтез»
Блок второй: Игры с различными предметами и материалами
Цели и задачи:
- Развитие хватания.
- Развитие согласованных движений обеих рук
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
- Развитие осязания.
- Развитие мышления и воображения.
Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Издательство «Мозаика-синтез»
Блок третий : Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
- Развитие согласованности движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания.
Издательство «Учитель» Картотека тематических пальчиковых игр.
ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК! КАК ЖИВЕШЬ?
- Развивать воображение и эмоциональную выразительность.
- Способствовать положительному настроению и благоприятному пребыванию вгруппе.
ООО Издательство «Речь» Л.Иванова 2011г
Стихи с движениями
месяц | 1 неделя Блок №1 | 2 неделя Блок №2 | 3 неделя Блок №3 | 4 неделя Блок №4 |
сентябрь | ------------------------- | «Пальчики здороваются» | «Семейка» | ------------------ |
октябрь | «Крутись карандаш» | «Котенок» | «Капуста» «Апельсин»
| «Постираем белье» |
ноябрь | «Не боюсь колючек» (зубная щетка) | «Ежик» (прищепки) | «Кукушка» | «Дом» |
декабрь | «Не послушные шарики» | «Спрячь в ладошке» | «Мороз» | «Снег, снег» |
январь | «Не боюсь колючек» (Массажные мячи) | «Что внутри?» | «Снежинки» | «Ой мороз, мороз» |
февраль | «Непослушные фасолинки» | «Погремушки» | «Лапки – царапки» | «Кораблик» |
март | «Спрячем ручки» (сухой бассейн» | «Бусы для куклы» | «Солнечные зайчики» | «Я пеку, пеку, пеку» |
апрель | «Не боюсь колючек» (Шишки) | «Солнышко» (прищепки) | «Дождик, дождик веселей» | «Лакомка» |
май | «Нади игрушку» (сухой бассейн) | «Сдуй игрушку» | «Танспорт» | «Цыплята» «Два веселых гуся» |
Этапы программы:
I. Подготовительный этап. 30.09.2016 – 10.01.2017
1.Определение темы, целей и задач, содержания программы, прогнозирование результата.
2.Изучение методической литературы по данной теме.
3.Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
4.Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.
5.Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
Проведение мастер - класса для родителей : по нетрадиционным пальчиковым играм «Пальчикам не дам скучать — буду весело играть». Изготовление дома игр на мелкую моторику из природного и бросового материала
II. Основной этап реализации программы. 10.01.2017 – 31.03.2017
1.Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
2.Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3.Работа с родителями:
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком театрализованные пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
- родительское собрание «Ладушки ладошки»;
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренний и вечерний отрезок времени, в прогулки. Мастер-класс для родителей: по нетрадиционным пальчиковым играм «Пальчикам не дам скучать — буду весело играть» изготовление игр в домашних условиях | Сентябрь -Ноябрь |
2. | Включение пальчиковой гимнастики в НОД. | |
3. | Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников | |
4. | Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. | |
5. | 1.Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения». 2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». 3.Игра с пластилином «Дождик льет и капает» | Декабрь - Февраль |
6. | 1.Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». 2.Оформление папки передвижки «Картотека Игры с предметами домашнего обихода» 3.Игра на тактильное восприятие «Маша пьет чай». | |
7. | 1.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 2.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» 3. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей». | |
8. | 1.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 2.Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 3. Игра с водой «Водичка». | |
9. | 1.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги» Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 3.Игра с бумагой «Кораблик». | Март -Май |
10. | 1. Игра на выкладывание «Почки-листочки». 2.Игровой массаж «Поиграем с ручками" | |
11. | 1.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | |
12. | 1.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». Родительское собрание. Тема: «Ладушки-ладошки». |
III. Заключительный этап. 03.04.2016 – 28.04.2017
1.Выставка - фотоотчет - 25 мая.
2.Подведение итогов работы.
Используемая литература:
- Дом Марии Монтессори «Упражнения с монтессори материалом»
Педагогический центр «Эксперимент» Рига-Москва 1996;
Издательство УЧИТЕЛЬ
- Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека тематических пальчиковых игр Составитель Л.И. Калмыкова. издание 2014г
- Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет
ООО Издательство «Речь»
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 1-3 года
Е,А, Янушко Издательство «Мозаика – Синтез»
- Развивающие тренажеры из бросового материала.
Издательская программа Педагога нового времени. Воронеж 2006 Е.В.Полозова.
- Я УЧУСЬ «Развиваем моторику рук» 2-3года «Омега пресс»
- Школа раннего развития «Башки –Барашки» Л,П,Абрамова Издательский дом «Карапуз»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"
Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ "ЖИВОЙ ПЕСОК"
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка...
Дополнительная программа для детей средней группы "Волшебная бумага"
Кружок "Волшебная бумага"...
дополнительная программа для детей 3-7 лет "Здоровей-ка"
Здоровье-это счастье,Здоровье -это радость,Здоровье -это богатство,Здоровье- это элексир жизни....
Дополнительная программа для детей раннего возраста
quot;Чудесные ладошки"...
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немы...
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Волшебный теремок ".
Мелкая моторика- это точное и тонкое движение пальцев рук. Ручной труд - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления...