Опыт работы" Я пешеход"
опыты и эксперименты на тему
Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_peshehod_opyt.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Я — пешеход»
Составила:
Л.В. Миронова
воспитатель муниципального
дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка
«Дубравушка» - детский сад № 31»
Актуальность и перспективность опыта.
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения – пешеходов, водителей, пассажиров.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Уровень детского дорожно-транспортного травматизма вызывает особую тревогу, а традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократического общества, требует позитивного изменения с учетом требований социума.
С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Особое место в этом направлении отводится родителям.
Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, научить его правилам безопасного поведения лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Актуальность данной проблемы это обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение. Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность. Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного поведения на дорогах.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Обучение дошкольников правильному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющихся знаний. Новизной работы является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Ведущая педагогическая идея.
Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение протекает планомерно и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, И.А. Лыковой и др. Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время.
Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных форма
Оптимальность и эффективность средств.
Работа должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Обучение детей правилам дорожного движения необходимо проводить в тесном контакте с родителями.
Гипотеза:
Работа по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице будет успешной если:
- будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;
- повысится мотивация родителей по обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями.
Я поставила при обучении детей правилам безопасного поведения перед собой следующие задачи:
- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание;
- формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
- воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе;
- развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- обучение родителей и дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;
- взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Работая над опытом, руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в РФ»;
- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013г;
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";
- Основная образовательная программа МДОУ № 31 с учетом ФГОС ДО.
Ожидаемый результат.
- Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
- Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
- Проявление гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание.
- Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:
- изучить методическую литературу по данной проблеме,
- разработать планирование,
- создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность и ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения,
- подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.
В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.
Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:
Игровые | направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность |
Проектная деятельность | направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, музыкально-художественную деятельность |
Исследовательская | направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика). |
ИКТ | Направленные на познавательно-исследовательнскую, коммуникативную деятельность |
Здоровьесберегающие | Направленные оздоровительную, двигательную деятельность |
Содержание опыта реализую:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
- на специально организованных занятиях по безопасности;
- в процессе кружковой работе «Я-пешеход». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;
- в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок);
- в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изодеятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
Методы и приемы, реализуемые в работе:
- взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить,
- словесные приёмы: рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого;
- игровые приемы: занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр;
- наглядные приемы: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
- художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы;
- использование театра: спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей;
- использование музыкального репертуара;
- практические действия детей: разбор проблемных ситуаций, творческая и продуктивная деятельность детей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:
- Ребёнок — пешеход.
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети).
- Ребёнок — пассажир.
Здесь изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
- Ребёнок - водитель детских транспортных средств
Умение ребенка правильно использовать на улице свой «транспорт»:велосипед, санки, ролики и т.д.
Создание предметно – пространственной развивающей образовательная среды.
Для реализации поставленных задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям); безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:
- уголки безопасности в группе;
- наглядно-дидактический материал: настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для кукольного театра, атрибуты для развлечений, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция» и т. д., плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, разрезные картинки, тематические альбомы, подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Шалаева «Величайшие изобретения!», П.Синявский «Жили-были автомобили» и др.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую:
- игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
- модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
- схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;
- разрезные картинки, кубики, мозаики;
- настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- городок по дорожному движению.
Организация работы с родителями.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
С этой целью:
· в уголке для родителей разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы);
· на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых;
· разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
· оформила тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Мы в ответе за детей», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;
· провела родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием инспекторов по пропаганде ГИБДД и других заинтересованных лиц;
· привлекала родителей для участия в проектной деятельности, досуговой, эксурсиях по улицам города.
Результативность.
Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года и в конце учебного года показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:
Старшая группа (29 детей)
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
25% 6 детей | 57% 18 детей | 18% 5 детей | 47% 17 детей | 53% 12 детей | - |
Подготовительная группа (30 детей)
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
50% 13 детей | 50% 17 детей | - | 75% 16 детей | 25% 14 детей |
Подводя итог работы за 2 года, надо отметить:
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 85 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Родители поддерживают работу детского сада.
Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
У детей:
- расширились представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей;
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Планирование дальнейшей работы:
- продолжать пополнять игровой, методический материал по правилам дорожного движения;
- в системе вести работу с сотрудниками ГИБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;
- продолжать привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.
Библиография
- И.А. Лыкова. Мир Без Опасности. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста. - Издательство Цветной мир, 2017г.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004г.
- Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006г.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005г.
- Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная акция "Пешеход, пешеход поспеши на переход"
Раскрывается система работы по взаимодействию с социальными инстутами детсва посредством проведения акций...
Сценарий развлечения - КВН по ПДД «На проезжей части. Водители и пешеходы» (приуроченное к неделе «Осторожный пешеход»)
Цель: Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.Задачи:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Формирование ориентировки в пространстве.Воспитывать у дошк...
Развлечение по ПДД "Пешеход,пешеход не забывай про переход!"
Приключение во время которого дети, разгадывая загадки, играя по правилам в дидактические игр, продолжают, путешествуя на автобусе, знакомиться с новыми знаками дорожными ,и закреплять зна...
Опыт работы по воспитанию юных пешеходов
Знакомство с опытом работы по правилам дорожного движения через дидактические игры....
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов....
Планирование воспитательно -образовательной работы по темам: "Поэты и писатели детям"; "Пешеход, пешеход - он по правилам идет"; "Я расту здоровым"
Планирование по лексическим темам на неделю...
Заметный пешеход-безопасный пешеход
Заметный пешеход-безопасный пешеход...